Обычная версия
Шрифт:
A+A+
Межбуквенный интервал:
+
Междустрочный интервал:
+
Фон:
Цвет текста:
Адрес: г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.21А
Телефон для справок: (8152) 45-08-58
сегодня:10:00 - 22:00
завтра:10:00 - 22:00
Главная Новостная лентаНовости2021

На литературном интенсиве поговорили о значении классики

Участники проекта «Слово за слово» обсудили лекцию профессора Дмитрия Петровича Бака «Зачем читать русскую классику»,  которая состоялась недавно в Областной научной библиотеке.

Дискуссию открыла поэтесса Кира Озерская. Кира согласна с тезисом Дмитрия Петровича о том, что литература «заканчивается», что сейчас идут «последние сто лет литературы», однако она убеждена, что это не означает «преддверие упадка»: не всякая потеря – катастрофа, и литературы не будет потому, что люди перестанут в ней нуждаться, т.е. эта потеря будет естественной.

Писатель Владимир Победа отметил, что в ходе лекции разговор шел местами о слишком узких, а местами – о философских вопросах, но напрямую не касался заявленной темы, не стремился объяснять сложное простыми словами. В результате прямого ответа или хотя бы мнения лектора по вопросу «Зачем читать русскую классику?» дано не было, а сама лекция не казалась цельной, хотя она была, несомненно, познавательной и интересной, за что Владимир выразил слова благодарности в адрес организаторов и самого Дмитрия Петровича.

Критик Никита Бойко высказался в защиту «поколения без памяти», поколения, хранящего память в машинах. Когда технологии и человеческое сознание не будут иметь границ, т.е. фактически «сольются», современный технологический конфликт, упомянутый лектором, будет разрешен; в частности, будет возможно одновременное представление разных версий романа Ф.М. Достоевского «Бесы», о текстологической проблеме которого говорил профессор Бак.

Модератор встречи, Иван Чернышов, объяснил, что техническая возможность решения этой проблемы уже есть. Иван сделал краткий экскурс в проблемы текстологии как науки и как главной филологической дисциплины, рассказал о важности текстологической работы, указал на то, что мы читаем не подлинные, а искаженные тексты классиков.  Однако у нас нет не только единого мнения о каноне «Бесов», но и о канонических текстах таких классических работ, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и многих других произведений.

Конечно, читатель – не ученый, он обращается к классике для удовольствия, считает поэтесса и психолог Инна Воронова. Иван Чернышов отметил, что доминирование этого подхода напрямую связано с постмодернистским состоянием культуры,  со «смертью автора» и передачей «власти» над текстом читателю. Затем дискуссия коснулась тезису Дмитрия Бака о том, что критики как института больше нет.  Иван Чернышов рассказал о принципиальных отличиях между положением критика в России XIX в.  и в современных условиях.

Никита Бойко выдвинул концепцию критики как коллективного разума, целью которого будет выдвижение ценностей, продвижение произведений искусства, имеющих высокую художественную ценность.   

Следующий тезис лектора, который обсудили на встрече, это мысль о том, что потребность в классике часто отбивается в школе, преподавание литературы не приобщает к классике. Проблема здесь видится в перекосе в этически-моральную сторону в ущерб эстетике: школьников убеждают, что классика — это «правильно» и  «прекрасно», но почему это прекрасно, школьный учитель часто не в состоянии  объяснить.

Потребность в классике и не может быть первоочередной, достаточно взглянуть на знаменитую «пирамиду потребностей» Маслоу; к классике нужно прийти самостоятельно. С течением времени отношение к классике, отдельным произведениям и героям меняется. Есть классики, более созвучные тому или иному возрасту.

Поэт и историк по образованию Павел Сурнов высказался о важности историко-биографического метода при изучении классической литературы. Изучение личности автора, достоверных исторических документов о его жизни, помогает объективнее взглянуть и на его творчество. Кроме того, изучение личности и эпохи автора позволяет понять не только текст, но и контекст произведения. Выпадение произведения из контекста очевидным образом обедняет его. Следует также  развивать медленное чтение и перечитывать классические тексты.

В завершение дискуссии состоялась лекция Ивана Чернышова по книге Дмитрия Бака «Сто поэтов начала столетия». Иван кратко познакомил участников интенсива с принципом построения книги, а также с творчеством таких поэтов, как Дмитрий Голынко-Вольфсон, Данила Давыдов, Аркадий Драгомощенко и Кирилл Ковальджи. Каждый из этих авторов был выбран как яркий представитель разных поэтических направлений XXI века. Иван процитировал несколько стихотворений поэтов, а также выдержки из критики Дмитрия Бака на их творчество.

Встреча завершилась анонсом следующих событий в рамках проекта «Слово за слово».

Поделиться статьей
Показать подразделы ⇒⇐ Скрыть подразделы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31