В настоящее время нет полной ясности, что считать антиутопией. Хотя сам термин уже намекает, что произведение должно рассказывать о месте или времени, где все очень и очень «нехорошо», в противоположность описанному в «Утопии» Томаса Мора.
Большинство исследователей направления определяют утопию как описание общества, где один или несколько общественно значимых феноменов доведены до абсурда. К жанру антиутопии тесно примыкает научная фантастика – настолько, что граница между ними практически неощутима. В основе почти каждой антиутопии лежит одно из трех основных направлений – политика, экология, технология – или их сочетание. Общественный контроль в «1984» Джорджа Оруэлла, сциентизм «О дивного нового мира» Олдоса Хаксли, экологический эсхатологизм «Резца небесного» Урсулы Ле Гуин и «Всем стоять на Занзибаре» Джона Браннера, борьба со всеобщим доступом к знанию в «Сканерах» Роберта Зоннтага и «451 градусе по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Выставка представляет видение того, по каким сюжетным основаниям могут быть распределены произведения авторов-антиутопистов.
«Классика жанра» – работы Евгения Замятина, Олдоса Хаксли, Владимира Набокова, Франца Кафки.
«Мир после катастрофы» – книги Уильяма Голдинга, Ричарда Мэтисона, Роджера Желязны.
«Сквозь века» – мир будущего глазами героев произведений Герберта Уэллса, Станислава Лема, Эдуарда Беллами.
«Человек и общество» – книги Артура Кларка, Курта Воннегута, Гарри Гаррисона.
Раздел «Альтернативная история» – варианты развития цивилизации в произведениях «Человек в высоком замке» Филиппа Дика, «Планета обезьян» Пьера Буля, «Победители» Елены Чудиновой.
Желающих приглашаем дополнить выставку собственным разделом!
Выставка работает в зале художественной литературы с 1 по 30 декабря 2022 года.