«Лейтенантской прозой» называют произведения писателей, лично прошедших Великую Отечественную войну, чаще всего в звании младших офицеров. Традиции такой прозы – обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности на войне, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма.
На выставке представлены книги знаменитых представителей этого литературного направления: Виктора Некрасова, Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина, Владимира Богомолова.
Повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», впервые опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», стала одной из первых художественных книг о войне, написанных участниками боевых действий, и оказалась у истоков «лейтенантской прозы». Книга рассказывает о героической обороне Сталинграда Красной Армией от наступавших военных сил Германии и ее союзников в 1942-1943 годах. Война предстает здесь совсем с другой стороны: будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, отступлении и победе. Повествование ведется от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Книга получила живой отклик читателей. После ее прочтения Иосифом Сталиным Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию. Повесть неоднократно переиздавалась большими тиражами, но после лишения автора советского гражданства была изъята из публичных библиотек СССР. Только в 1989 году цензурные ограничения были сняты.
Эпоха «оттепели» дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда вышли произведения писателей-фронтовиков: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Юрия Бондарева, «Южнее главного удара», «Пядь земли» и «Мертвые сраму не имут» Григория Бакланова, «Журавлиный крик» и «Третья ракета» Василя Быкова, «Крик» и «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, а также «На войне как на войне» Виктора Курочкина.
Эта последняя повесть была напечатана в 1965 году. Автор показывает, как юный, «необстрелянный» Саня Малешкин становится командиром экипажа танка. Герой пробует различные подходы к подчинённым – солдатам, уже многое повидавшим и накопившим боевой и жизненный опыт. Главная тема книги не столько война, сколько аспекты командования и руководства людьми в наиболее оптимальном варианте, без страха и принуждения. Курочкин утверждает, что руководитель любого ранга должен иметь моральное право занимать начальствующее положение, обладать человечностью, охранять ее в себе и видеть ее в подчинённых. «Убиты под Москвой» – военная повесть Константина Воробьева, вышедшая в 1963 году. Действие книги происходит во время обороны Москвы осенью 1941 года. В основу повести «Сашка» Вячеслава Кондратьева, опубликованной в 1979 году, легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом.
Выставка работает в Зале художественной литературы с 3 по 30 мая.