Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.

170 ЛИТЕРАТУРНАЯ КВЕСТ-КОМНАТА В БИБЛИОТЕКЕ Юсифова Н. А. Современные дети являются активными пользователями Интернета. Многие из них увлеченно играют в онлайн-игры. Особенно их привлекают игры, в которых необходимо помочь виртуальному герою выбраться из какого-либо замкнутого пространства (дома, квартиры и т.д.), а для этого необходимо решить задачи, разгадать головоломки, что приведет к освобождению героя. Квест-комнаты, существующие в реальном времени во многих городах, стали альтернативой виртуальным играм и пользуются большой популярностью. Они позволяют погрузиться в атмосферу игры, загадок и тайн, проявить смекалку и сообразительность. Особенно привлекательны подобные приключения для детей, подростков и молодежи. «А почему бы не создавать квест-комнаты по мотивам книг для привлечения детей и подростков к чтению и в библиотеку?!» – подумали сотрудники городской детско- юношеской библиотеки города Апатиты, и в 2017 году, когда в библиотеке в процессе реорганизации появилось свободное помещение, реализовали эту идею. Первая квест-комната «У Лукоморья» была посвящена сказкам Александра Пушкина. Ее популярность показала, что этот формат востребован у читателей, поэтому работа по созданию квест-комнат была продолжена. В результате в течение 2017-2023 годов было организовано восемнадцать литературных квест-комнат: «Безумное чаепитие» по книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», «Ключ от замка Синей Бороды» по сказкам Ш. Перро, «Чудеса в решете от Барона Мюнхгаузена» по книге Э. Распе, «Тайна Снежной королевы» по сказке Г.-Х. Андерсена, «Щелкунчик и Мышиный король: в поисках волшебного ореха Кракатук» по книге Э.Т.А. Гофмана, «Каникулы в Простоквашино» по произведениям Э. Успенского, «Кладовая сказок» по русским народным сказкам, «Тайны золотого ключика» по сказке А. Толстого и другие. Работа по созданию каждой квест-комнаты начинается с выбора литературного произведения (произведений). Затем разрабатываются инсталляции по содержанию книг(и). Для их оформления используются куклы и декорации библиотечного театра «Библиоша», плакаты, книги, открытки, игрушки, новые экспонаты, которые чаще всего изготавливаются из подручных материалов: старое кресло превращается в трон, из больших картонных коробок создаются замки и деревья, из потолочных плиток – облака, солнце и звезды. Создание квест-комнаты – сложный процесс, требующий много сил, времени, материалов, но благодаря изобретательности и фантазии сотрудников библиотеки удается создавать действительно оригинальные арт-объекты по книгам. Затем разрабатывается сама квест-игра с заданиями, которые направляют участников от одного объекта к следующему. Задания создаются в разных форматах: головоломки, ребусы, кроссворды, шифры, филворды, лабиринты и т.д. Когда квест-комната полностью оформлена, начинается ее реклама в социальных сетях, СМИ, на сайте ЦБС, в библиотеке, школах. Для прохождения квест-комнаты приглашаются группы от 2 до 6 человек. Возраст: 6-12 лет. Для посещения нужно предварительно записаться по телефону. Время прохождения квест-комнаты составляет в среднем 30-40 минут. Каждая квест-комната работает три месяца, т.е. в течение года создается 4 квест-комнаты. С 2017 года квест-комнаты посетило более четырех тысяч человек, что подтверждает их востребованность. Данный формат привлекает юных горожан, а также семьи с детьми, стимулирует интерес к чтению и библиотеке, способствует развитию у детей смыслового чтения. Ведь для успешного прохождения квеста надо не просто прочитать книгу, а понять ее содержание, уловить детали и подробности, уметь анализировать информацию. Немалую роль в популярности квест-комнат играет эмоциональная составляющая, ведь здесь у ребенка возникает ощущение, что литературные персонажи ожили и существуют в реальном мире. Инсталляции передают сюжет книги, а выполнение заданий помогает вспомнить прочитанное. Литературные квест-комнаты дважды становились победителями конкуров. Так, квест-комната «Изумрудные приключения» заняла 3 место в номинации «Квесты» IV Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению, который

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz