Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.

175 реже… читают» 32 . А любой стране нужны люди читающие. Только от читающих граждан она может ждать высоких достижений в науке, технике, культуре и искусстве. Растет актуальность использования различных форм социокультурной деятельности для поддержания статуса чтения, раскрытия его потенциала как средства освоения социального опыта и собственного духовно-интеллектуального развития. Являясь традиционными центрами литературной системы и книжной жизни общества, библиотеки принимают на себя роль организатора различных проектов, направленных на повышение престижа чтения. Это обусловило идею инновационной просветительской акции «Литературный диктант». Уникальность проекта заключается в том, что, несмотря на регулярное проведение в России и за её пределами «Тотального диктанта», посвященного русскому языку, а также исторического, экологического, этнографического и других диктантов, аналогичной акции на тему литературы не существовало. «Литературный диктант» был впервые проведён 30 апреля 2021 года Мурманской областной научной библиотекой при поддержке Министерства культуры Мурманской области. Целью просветительской акции «Литературный диктант» стала поддержка и развитие чтения. Главные задачи, поставленные организаторами: популяризация русского языка и литературы в Российской Федерации и за рубежом; независимая оценка знаний в области русской литературы; развитие читательской компетентности населения; привлечение внимания к проблеме литературной грамотности населения; методическое взаимодействие и обмен лучшими практиками между библиотеками и образовательными организациями. Акция «Литературный диктант» основывается на принципах добровольности участия, открытости (принять участие может любой желающий независимо от гражданства, возраста и образования), доступности (участие полностью бесплатно), анонимности. Работа над воплощением идеи акции началась с изучения существующего опыта проведения диктантов, разработки необходимой документации (положения о межрегиональной просветительской акции, методических рекомендаций по организации, проведению и оценке «Литературного диктанта», брендбука) и заданий диктанта. Специалистами библиотеки, филологами, преподавателями высших учебных заведений города Мурманска было составлено двадцать пять вопросов. При их подготовке за основу взяли русскую классику, включая литературу XX века. Все задания рассчитаны на аудиторию разного возраста и разного читательского опыта, на хорошее знание школьной программы и самостоятельное чтение текстов русской литературы. В 2021 году задания делились на три части. Первая часть, общая для всех площадок, включала двадцать два вопроса в тестовой форме. Вторая часть состояла из двух заданий, посвященных региональной литературе. Сформулировать их было предложено организаторам площадок «Литературного диктанта» на местах. Последняя, третья часть – творческое задание, предполагающее написание эссе. Участники должны были пересказать любое классическое произведение своими словами так, чтобы передать суть и заинтересовать, заинтриговать потенциальных читателей. После анализа итогов первого диктанта формат заданий изменился: наряду с тестовой частью появились вопросы с открытым ответом. Творческое задание было решено исключить в связи со сложностью его проверки. В 2022 году не было региональной части диктанта. Задания предоставлялись только организаторами от Мурманской областной научной библиотеки. Всего участников акции ожидало двадцать вопросов. В 2023 году количество заданий не изменится. Однако в этот раз площадки- участники смогут заменить последние три вопроса из списка на составленные самостоятельно. Они должны быть связаны с русской литературой или национальным фольклором и эпосом. По замыслу организаторов «Литературный диктант» – это не только просветительский проект, но и яркое событие, настоящий праздник книголюбов. В рамках акции получили своё развитие актуальные формы продвижения литературы и чтения: литературно-музыкальные композиции, книжные ярмарки, викторины, «громкие» чтения, 32 Щербинина Ю. В. Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры. М. : ФОРУМ ; НЕОЛИТ, 2016. С. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz