Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.
189 библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года заставило библиотеки по-новому взглянуть на свою деятельность. Вследствие противопандемийных ограничений, самоизоляция сформировала уникальный жизненный опыт, отразившийся, в том числе, на читательском поведении. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги, к которым привела эта ситуация, выявить тенденции, по которым в ближайшем будущем будут развиваться форматы и практики чтения. Окончание пандемии и снятие ограничений было решено принять за реперную точку, а полученную картину читательской инфраструктуры имело смысл сравнить с картиной 2015 года. Цель исследования «Форматы и практики чтения в Мурманской области» – сравнительный анализ читательского поведения населения Мурманской области, актуализация фактической и методической базы работы библиотек по распространению, поддержке и продвижению чтения. Задачи исследования: анализ особенностей и выявление основных тенденций читательского поведения; выработка рекомендаций для библиотечных специалистов по популяризации книги и чтения, определение вектора развития продвижения книги и чтения в Мурманской области. Методом сбора информации стало анкетирование на сайте Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Участие в исследовании рекламировалось библиотеками на кафедрах, на сайтах и в социальных сетях. Некоторые библиотеки воспользовались возможностью собрать ответы на печатных бланках, что дало им адресную, конкретную выборку, послужило срезом именно их круга читателей. Печатных анкет было собрано 15%, остальная выборка сформировалась путем самоотбора. Опрос был анонимным, проводился в апреле-сентябре 2022 года. Объем выборочной совокупности составил 842 чел. – 192 мужчины и 650 женщин. Способ формирования выборки исключил возможность влиять на её состав. В сравнении с выборкой 2015 года, возрастные группы остались примерно одинаковыми, ощутимо увеличилось количество респондентов с высшим образованием (58% против 45% в предыдущем исследовании), немного уменьшилось со средним и средним специальным, значительно уменьшилось количество мужчин (23% в 2022 году против 43% в 2015 году). Для знакомства с респондентами в обоих исследованиях был задан вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время». Результаты показали, что чтение книг и журналов, занятия спортом, походы в кино как формы проведения досуга незначительно снизили свои позиции (в среднем на 5%), также незначительно повысились позиции посещения сайтов Интернет (+3%). Значительно снизился интерес к просмотру телевизионных программ (-18%). Интересы сместились в сторону отдыха на природе (+11%), занятию рукоделием (+9%), посещения спектаклей, концертов, выставок (+6%), общению с родными, близкими и друзьями. У 82% респондентов есть домашняя библиотека. Небольшая (по их личным оценкам) – у 61%, большая – у 21%. В исследовании 2022 года задавался вопрос: «Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию?». Предсказуемо с большим отрывом лидирует Интернет (85%), примерно половина респондентов предпочла книги (53%), немного меньший по значимости источник – общение с друзьями (47%), по 30% – телевидение и периодика. Что же хотят найти в книгах наши респонденты? Среди ответов на вопрос «Что побуждает Вас к чтению?» в исследовании 2022 года стала «любовь к книгам/чтению» (+31% по отношению к 2015 году). В то же время чтение перестало рассматриваться как способ поиска практической информации (-16%). Здесь можно рассматривать разные причины: чтение перестало быть основным способом поиска информации, поиск информации не в книгах, а в других источниках не рассматривается как «чтение», сыграла свою роль растущая популярность обучения посредством видео. Остальные мотивы, такие как «учеба/самообразовании», «интерес к определенному автору», «хобби» и т.п. не претерпели таких резких изменений в рейтинге. Для выявления тенденций читательского поведения был повторен вопрос «Что вызывает у Вас интерес к конкретной книге»? Изменения в ответах показали небольшое снижение интереса к экспертным оценкам («совет человека, которому я доверяю в этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz