Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.
190 вопросе» меньше на 5%), признанным авторитетам («имя автора» – на 7%), навязанной интерпретации («экранизация» – на 3%), хотя эти причины остаются в лидерах. В то же время на привлекательность книги стали больше влиять рекламные инструменты («книгу широко рекламировали» +5%, «понравилось оформление» +9%, «интересное название» +5%). По-прежнему пользуется спросом хорошая аннотация, но самым действенным методом продвижения стало обсуждение книги (+16%). Значительная часть вопросов в обеих анкетах нацелена на получение информации о содержательных аспектах чтения. В 2015 году в ответах на вопрос «О чём Вы любите читать?» наибольшее количество баллов набрал ответ «Детективы, приключения» (38%), по 28% относятся к вариантам «Новинки художественной литературы» и «Фантастика, фэнтези», далее по убыванию «Русская классическая литература» – 24%, «В помощь работе» – 20%, «Научная и научно-популярная» – 19%, по 18% – «О том, что происходит сейчас в мире» и «Зарубежная классика», «Справочная литература» – 15%, «О природе и животном мире» – 14%, «О домоводстве и кулинарии» – 13%, «Поэзия» – 11%, «О кино и актерах» – 8%. В анкете 2022 года варианты ответов в целом повторялись, но, в связи с изменением задач исследования, сами вопросы были скорректированы. Был предложен вариант «на любые темы», и он стал лидером – 31%. Более подробно раскрывались предпочтения в художественной литературе: снизился интерес к русской классике (21%), но обозначился интерес к современной отечественной литературе (22%), повысился интерес к зарубежной классической литературе (21%), но современная зарубежная литература вызывает сравнительно небольшой интерес (14%). Учитывая современные тенденции, были введены такие категории, как «о саморазвитии и личностном росте» и «по психологии», они оказались достаточно востребованы – 15% и 18%. Развитие креативной экономики повлекло за собой повышение интереса к «культуре и искусству» – 15%. Меньше всего интереса вызвала «техническая литература» – 5%, – возможно, сыграл свою роль гендерный состав выборки. Для сравнения информационных предпочтений респондентов был продублирован вопрос: «Какие области знаний в настоящее время Вас интересуют?». Лидирующая четверка осталась прежней – история, психология, литература, искусство. Но в приближении выяснилось, что интерес к истории остался на прежнем уровне, а к литературе – вырос почти в два раза, от 24% до 59%. Значительно возрос интерес к психологии и к искусству. Больше внимания уделяется педагогике, религии, медицине и физкультуре, экологии, праву. Значительно снизился интерес к политике (на 11%), экономике и технике. От сравнения круга читательских интересов анкета переходит к сравнению предпочтений в методах поиска информации: «Где вы берете литературу (книги, журналы) для чтения?». Рейтинг источников за семь лет не изменился: наиболее предпочтительным вариантом остается «взять в библиотеке», почти две трети ответов. Растет популярность буккроссинга: его возможностями пользуются 9% читателей. Чтение в сети Интернет сохранило неизменными свои позиции – 56%, немного повысилась привлекательность покупки новой книги и библиотек друзей. В обоих исследованиях сравнивается предпочитаемый формат чтения: «В каком формате предпочитаете читать?». Ответы показывают, что респонденты с 2015 года определились в своих читательских привычках – стало больше однозначных ответов «только в печатном виде» (+16%), «только в электронном» (+4%), а ответ «в разных форматах: в зависимости от ситуации» понизился в рейтинге (-7%). Несмотря на то, что только 13% респондентов в 2022 году ответили, что слушают аудиокниги, на отдельный вопрос «Слушаете ли Вы аудиокниги» положительно ответили 35% респондентов. В анкете исследования «Форматы и практики чтения в Мурманской области» были заданы вопросы о причинах выбора «Если читаете в печатном виде, то почему?» и «Если читаете в электронном виде, то почему?». Наиболее популярный ответ на первый вопрос – «Люблю бумажную книгу» (69%) Объясняя её привлекательность, респонденты говорят о книге «удобной» (35%), «надежной» (10%), считают, что чтение бумажных книг не портит зрение (12%). И 26% голосов, отданных за печатную книгу – из-за недоступности конкретного произведения в электронном виде. В свою очередь, 35% любителей электронных книг считают, что невозможно найти конкретную книгу в печатном виде, это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz