Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.

191 лидирующая причина их выбора формата. Им импонирует возможность бесплатного доступа к электронным библиотекам (27%), из критериев удобства – что книга всегда под рукой, например, в телефоне (17%), отпугивает дороговизна печатных книг (13%). Но только 3% согласны с тем, что «печатные книги – прошлый век». К этому вопросу примыкает «Какие печатные издания и ресурсы Вы используете для чтения?» В рейтинге ресурсов печатные книги предпочитает 64%, журналы и газеты – 29%, статьи и посты из сети Интернет – 42%, книги и документы из электронных баз данных – 26%. Почти половина респондентов (49%) не выбирает для чтения какой-то один ресурс. Большой блок вопросов в исследовании «Форматы и практики чтения в Мурманской области» в 2022 году был направлен на выявление компетенций читательской грамотности. В ответах на вопрос «Откуда Вы обычно узнаете о новых книгах?» с большим отрывом лидирует «СМИ/Интернет» (70%), примерно одинаковую ценность имеют рекомендации друзей, знакомых, коллег (45%) и библиотекарей (44%), почти треть (35%) узнает о новых книгах, посещая книжные магазины, 18% – от членов семьи, 10% – от учителей/руководителей. Вопросы анкеты можно условно разделить на три условные группы – «портрет читателя», «информационная грамотность» и «форматы чтения». Учитывая, что опрос проводился на сайте МГОУНБ, респонденты так или иначе включают библиотеку в круг своих интересов, это наши действующие или потенциальные читатели. Из ответов на вопросы первой группы можно сделать вывод, что сейчас больше, чем семь лет назад, востребованы такие формы времяпровождения, как общение с семьей, единомышленниками, природой. Даже как источник информации «друзья/коллеги» занимают третье место по значимости. Интерес к конкретным книгам вызывает скорее интерактивная форма их представления – обсуждение, когда человек имеет возможность не только выслушать мнение анонимного собеседника, но знает его (возможно, через сеть Интернет), и может сам рассказать о своих впечатлениях. Также можно заметить, что общественно- политические науки заметно утратили привлекательность для респондентов, вектор интереса переместился на литературу, психологию, искусство. Из числа опрошенных 73% источником получения книг (литературы) для чтения назвали библиотеку. В ответах на вопрос о предпочитаемых форматах чтения любопытно, что утверждение «Для информации – цифровое чтение, для души – печатная книга» понизилось в рейтинге на 13 пунктов, что, на наш взгляд, говорит о легитимизации цифрового чтения, уменьшении противопоставления печатной и электронной книг. Большинство использует все доступные форматы чтения, приоритетом является стремление получить информацию. Как читают респонденты? В основном, дома (91%), в дороге (24%) или на работе (22%), вероятно, в силу производственной необходимости. Библиотека как предпочтительное место чтения, набрала 14%. Половина респондентов читает более 10 книг в год. О новых книгах узнают в основном из публикаций в сети Интернет, друзья и библиотекари как источник информации занимают примерно одинаковое значение в рейтинге. Дочитывать книгу до конца в любом случае решает чуть более трети опрошенных (35%), большинство – только если информация показалась интересной или полезной (38%). Пятая часть респондентов обязательно дочитывает до конца художественные книги. Почти две трети ответивших (67%) регулярно перечитывают книги, пятая часть – никогда. 71% респондентов не ведет читательский дневник, но 29% в том или ином виде фиксируют прочитанное. Результаты исследования «Форматы и практики чтения в Мурманской области» требуют дальнейшего осмысления и анализа, но даже в первом приближении они позволяют установить некоторые изменившиеся тенденции и закономерности читательского поведения, оценить уровень читательской грамотности населения региона, определить соотношение востребованности печатных и электронных форм чтения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz