БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 28/ Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. А,И. Грешникова ; редкол.: С.А. Медникова и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2015. – 192 с. : ил., портр.
106 Старостина С. Г., заведующая городской библиотекой филиалом № 1 г. Заполярный «Печенгское межпоселенческое библиотечное объединение» Сохранение культурного наследия коренных народов Кольского Севера (Опыт библиотек МБКПУ «Печенгское МБО» ) * Краеведение - это культурологический, историко - антропологический и социально - психологический феномен, имеющий глубокие исторические корни. Он характерен для всех стран и народов. Выполняя множество функций, в том числе одну из важнейших - информационную, краеведение позволяет накапливать, сохранять и передавать из поколения в поколение, из века в век, огромный объем специальных знаний. Роль краеведения в развитии нашего общества чрезвычайно велика. Особенно в последние десятилетия мы, утратив определенные идеалы, начали искать смысл существования в своих истоках, в своем прошлом. Библиотеки Печенгского района органично начали заниматься этой работой и стали центрами сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов, проживающих на его территории. Краеведческий материал даёт возможность осуществлять в библиотеках постоянную деятельность по патриотическому, экологическому, нравственному, эстетическому воспитанию молодежи. Помимо этого, сегодня в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения, перерастающие прежние рамки. На их основе формируются новые (или восстанавливаются забытые) ценностные представления о своем крае. Одним из направлений работы библиотек МБКПУ «Печенгское МБО» является сохранение знаний об истории и культурном наследии Кольских саамов. Поскольку Кольские саамы как народность считаются «аборигенами» Крайнего севера, они интересуют многих исследователей разных направлений. Самые ранние сведения о численности саамов на Кольском полуострове относятся к началу 17 века, когда был впервые проведен учет населения края. Саамское население на территории современного Печенгского района занимало пять погостов: Мотовской , Печенгский, Пазрецкий, Сонгельский и Нявдемский (Нейденский). Каждая община – погост, имела свою, точно установленную территорию, на которой саамы других погостов не имели права ни охотиться, ни ловить рыбу. В пределах этой территории саамы периодически передвигались (кочевали) с одного места на другое. Печенгские саамы относятся к группе так называемых восточных саамов, или саамов – скольтов (колтта). От других групп саамов их отличает вероисповедание (православие, были крещены в 16 веке Прп. Трифоном Печенгским), язык (диалект колтта), одежда. Погост «Московакюля» - это зимнее поселение саамов. Оно находилось к ЮЗ от Верхнего Печенгского монастыря (Юлялуостари), на левом берегу реки Печенги. Как известно, зимняя деревня у саамов являлась своеобразным центром социальной жизни погоста в период с декабря по апрель. Согласно сохранившемуся преданию, название деревне дал один из монахов Печенгского монастыря, тосковавший по родным местам на Москва - реке, а также по аналогии с Москвой как центром социальной жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz