БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 24 / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. Л. П. Петриченко ; редкол.: Е. В. Синева и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2011.- 196 с. : ил., портр.

141 Экскурсия по ул. Пушкинской. Экскурсовод Рыженкова Вера фото Недвецкой С. П. «Мурманский патерик», которое включает: разработку выставки цикла стихов В. Тимофеева; кроссворд «Поэтические портреты»; семь списков – закладок «Что читать дальше» о писателях и поэтах, близких В. Тимофееву. Своеобразна выбранная форма изложения материала - «патерик», как сборник рассказов о жизни прославившихся святых. На мурманском материале он приобретает иное значение, и раскрывает информацию о знаменитых писателях нашего края. Такая форма работы стимулирует интерес к чтению детей, позволяет наглядно сопроводить материал, расширяет круг чтения, воспитывая информационную грамотность пользователя. Все эти издания, а также предыдущий опыт работы стали основой для краеведческой программы с элементами информационной культуры «Школа экскурсовоДА!». Читательская аудитория программы - это ребята 13-16 лет (учащихся 7-10 классов). В январе 2010 года стартовал ее полугодовой (январь-май) пилотный вариант, в котором приняли участие 15 детей. Цель программы – развитие интереса к истории родного города через разнообразные источники информации и знакомство с профессией экскурсовода. В программу входят теоретические и практические занятия по следующим направлениям:  Информационная культура (краеведческие информационные ресурсы МУК «ЦДБ» и сети Интернет; поиск и отбор информации; создание вторичных документов – путевые заметки, путеводители, виртуальные экскурсии).  Экскурсоведение (методика подготовки и проведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсовода) – на основе лекций «Современные тенденции в просветительской деятельности музея», размещѐнных на сайте Самарского областного историко- краеведческого музея им. П. В. Алабина (по книге Б. В. Емельянова «Экскурсоведение») – http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009 /ekskursoved/ razdel3.  История г. Мурманска и Мурманской области (самостоятельное изучение в рамках подготавливаемой экскурсии). В процессе работы по программе «Школа экскурсовоДА!» мы старались сформировать следующие умения и навыки:  Искать и отбирать нужную информацию по определенной теме, пользоваться справочными изданиями, ресурсами сети Интернет, литературой и историческими источниками (мемуарами и т.д.) по избранной тематике.  Критически оценивать полученную информацию.  Составлять из отобранной информации свой собственный текст (развиваем письменную речь).  Произносить длинные монологические тексты перед аудиторией, содержательные, но не скучные, совмещая свой рассказ с показом иллюстраций и реальных объектов.  «Чувствовать» аудиторию, налаживать с ней контакт, правильно воспринимать реакцию слушателей на свой рассказ.  Уметь внимательно слушать и понимать вопросы слушателей, быстро отвечать на них.  Планировать свою работу, организовывать себя, распределять время (в процессе подготовки экскурсии).  Оценивать свою и чужую работу. Видеть достоинства и недостатки экскурсий и уметь выразить вербально свое мнение. Занятия в «Школе экскурсовоДА!» проводились дважды в месяц. Помимо лекционного курса, для участников была подготовлена и проведена экскурсия в школьный Музей Первомайского округа г. Мурманска (гимназия № 6). Практические занятия включали в себя проведение мини- экскурсий по библиотеке, составление путевых заметок (после посещения музея), самостоятельный поиск информации для подготовки экскурсии по выбранной теме. Опробовать полученные навыки на практике юные экскурсоводы также смогли на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz