БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 24 / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. Л. П. Петриченко ; редкол.: Е. В. Синева и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2011.- 196 с. : ил., портр.
141 Экскурсия по ул. Пушкинской. Экскурсовод Рыженкова Вера фото Недвецкой С. П. «Мурманский патерик», которое включает: разработку выставки цикла стихов В. Тимофеева; кроссворд «Поэтические портреты»; семь списков – закладок «Что читать дальше» о писателях и поэтах, близких В. Тимофееву. Своеобразна выбранная форма изложения материала - «патерик», как сборник рассказов о жизни прославившихся святых. На мурманском материале он приобретает иное значение, и раскрывает информацию о знаменитых писателях нашего края. Такая форма работы стимулирует интерес к чтению детей, позволяет наглядно сопроводить материал, расширяет круг чтения, воспитывая информационную грамотность пользователя. Все эти издания, а также предыдущий опыт работы стали основой для краеведческой программы с элементами информационной культуры «Школа экскурсовоДА!». Читательская аудитория программы - это ребята 13-16 лет (учащихся 7-10 классов). В январе 2010 года стартовал ее полугодовой (январь-май) пилотный вариант, в котором приняли участие 15 детей. Цель программы – развитие интереса к истории родного города через разнообразные источники информации и знакомство с профессией экскурсовода. В программу входят теоретические и практические занятия по следующим направлениям: Информационная культура (краеведческие информационные ресурсы МУК «ЦДБ» и сети Интернет; поиск и отбор информации; создание вторичных документов – путевые заметки, путеводители, виртуальные экскурсии). Экскурсоведение (методика подготовки и проведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсовода) – на основе лекций «Современные тенденции в просветительской деятельности музея», размещѐнных на сайте Самарского областного историко- краеведческого музея им. П. В. Алабина (по книге Б. В. Емельянова «Экскурсоведение») – http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009 /ekskursoved/ razdel3. История г. Мурманска и Мурманской области (самостоятельное изучение в рамках подготавливаемой экскурсии). В процессе работы по программе «Школа экскурсовоДА!» мы старались сформировать следующие умения и навыки: Искать и отбирать нужную информацию по определенной теме, пользоваться справочными изданиями, ресурсами сети Интернет, литературой и историческими источниками (мемуарами и т.д.) по избранной тематике. Критически оценивать полученную информацию. Составлять из отобранной информации свой собственный текст (развиваем письменную речь). Произносить длинные монологические тексты перед аудиторией, содержательные, но не скучные, совмещая свой рассказ с показом иллюстраций и реальных объектов. «Чувствовать» аудиторию, налаживать с ней контакт, правильно воспринимать реакцию слушателей на свой рассказ. Уметь внимательно слушать и понимать вопросы слушателей, быстро отвечать на них. Планировать свою работу, организовывать себя, распределять время (в процессе подготовки экскурсии). Оценивать свою и чужую работу. Видеть достоинства и недостатки экскурсий и уметь выразить вербально свое мнение. Занятия в «Школе экскурсовоДА!» проводились дважды в месяц. Помимо лекционного курса, для участников была подготовлена и проведена экскурсия в школьный Музей Первомайского округа г. Мурманска (гимназия № 6). Практические занятия включали в себя проведение мини- экскурсий по библиотеке, составление путевых заметок (после посещения музея), самостоятельный поиск информации для подготовки экскурсии по выбранной теме. Опробовать полученные навыки на практике юные экскурсоводы также смогли на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz