БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29

130 то попытка определить свою позицию (обязан ли человек быть патриотом и относишь ли ты к патриотам себя) у 34% респондентов дала несколько неожиданные и тревожные результаты. Впрочем, нельзя не согласиться с мнением, что каждый решает сам, быть ли ему патриотом (11% из 34-х). Беспокоит, что мы не знаем, какое решение он выберет. Возможно, такое же, как и значительная доля оставшихся 23%, полагающих, что человек не обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину, если родная страна чем-то не устраивает (бедна, грязна, отсталая и т.д.): где- то есть страны получше, им и стоит отдать предпочтение. Кстати, из общего числа опрошенных, в основном определивших патриотизм как любовь к Родине, 36% ребят или не могли решить, считают ли они себя патриотом (23%), или ответили отрицательно (13%). Надо ли бить тревогу по этому поводу? Или дети подрастут и все поймут правильно? Обсуждая результаты опроса по этим позициям на совещании при администрации города, взрослые так не пришли к единому мнению. Что касается уровня знаний основных событий и фактов истории Великой Отечественной. При всем том, что не все респонденты знают эту историю одинаково хорошо и пробелы в знаниях некоторых ребят обнаруживались, в целом картина вполне соответствует общероссийской ситуации, в которой не один год существует единая шкала ценностей и примерно одинаковый общий уровень владения фактами. Так, оленегорские «рейтинги» имен героев и полководцев Великой Отечественной, названий книг и фильмов о войне в значительной степени совпадают с общероссийскими списками предпочтений. Особых перемен по этим позициям мы не обнаружили, сравнивая результаты нынешнего опроса с итогами собственных исследований прошлых лет. Тем не менее, выходя с обзором результатов исследования к педагогам и библиотекарям, мы обязаны были говорить о необходимости заполнить обнаружившиеся у ребят пробелы, не делая скидок на скудный объем информации, заложенный в современные учебники истории. В ходе обсуждения данных материалов при городском комитете образования пришлось признать, что стоит усовершенствовать систему координации в патриотической работе библиотек и образовательных учреждений, а также – систему информирования о массовой работе в этой сфере на городском уровне. Подводя итоги, мы можем сегодня признать, что это локальное исследование стало наиболее продуктивным среди исследований, проведенных Оленегорской ЦБС в последние годы. Получив общегородской резонанс, эта работа стимулировала желание городской администрации «держать руку на пульсе» в этом направлении работы. Помогла определить конкретные практические действия по совершенствованию организации и координации патриотической работы в библиотеках, общеобразовательных организациях, в дополнительном образовании. Показала отдельные информационные лакуны в системе знаний школьников о Великой Отечественной войне и необходимость помочь детям в определении ценностных ориентиров. И еще раз подтвердила, как нужна работа библиотек в области патриотического воспитания – настойчивая, систематическая, основательная. Краткий отчет о результатах локального исследования «Быть патриотом – знать свою историю»* (*извлечения, полный текст представлен на сайте библиотеки по адресу http://www.ol-cbs.ru/files/70-let-pobedy/byt-patriotom-znat-svoju-istoriju.pdf ) Время проведения исследования : февраль – апрель 2015 года Объект исследования : обучающиеся школ муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, читатели библиотек города – дети и юношество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz