БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29
131 Форма исследования : письменный опрос (анкетирование) Количество опрошенных : 487 человек Проблема: - слабый уровень гражданско-патриотического сознания у известной части молодого поколения (размытое представление о патриотизме у современных детей и молодежи, порой равнодушное отношение к заботам и проблемам страны или полное неведение ее жизни) и недостаточно качественное знание истории своей Родины (в частности – таких глобальных по значимости событий, как Великая Отечественная война). Цель исследования: - выявить уровень представлений обучающихся о патриотизме и о взаимосвязи гражданской позиции человека со знанием истории страны, а также уровень знаний ключевых фактов истории Великой Отечественной войны – одного из важнейших событий отечественной истории, оказавшего огромное влияние на формирование патриотических чувств нескольких поколений жителей нашей страны. Задачи исследования: - дать школьникам возможность высказать свои представления о патриотизме, определить свою позицию (патриот или нет); - инициировать размышления школьников о важности знания родной истории и взаимосвязи таких знаний с патриотической позицией гражданина; - предложить респондентам дать свою оценку победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также продемонстрировать знание истории ВОВ на примере нескольких ключевых фактов и литературы о ней, осведомленность о работе по патриотическому воспитанию в родном городе. Данный опрос хотя бы опосредованно, но должен подтолкнуть ребят к размышлениям о патриотизме, к осознанию своего места в родной стране, своего отношения к Родине и ее истории. Краткая характеристика объекта исследования. Круг респондентов формировался по методу случайной выборки в школах и в библиотеках муниципального образования. Из числа респондентов, указавших свой пол, девочек/девушек и мальчиков/юношей было примерно поровну: соответственно 48% и 46%. 6% не ответили на вопрос. Возрастной диапазон респондентов – от 10 до 18 лет включительно (обучающиеся 5-11 классов, читатели библиотек от 10 до 18 лет). 38% опрошенных составили дети от 10 до 13 лет включительно, 56% – молодые люди от 14 до 18 лет, 6% не дали ответа на вопрос о возрасте. Распределение ответов респондентов на вопросы основного блока анкеты. Вопрос 1. Что такое патриотизм (что значит – быть патриотом)? Около 91% опрошенных (440 чел.) дали определение патриотизма, не выходящее за рамки стандартного, привычного для нас («любовь к Родине», дополненное «уважение к Родине», защита, охрана, знание истории, желание сделать страну лучше и т.п.). 19 человек несколько отклонились от этой позиции, предложив иные варианты ответов. Затруднились дать ответ – 1 чел., не знают – 2, не дали ответ – 25 чел. Вопрос 2. Обязан ли человек быть патриотом своей страны? Почему? 288 чел. (59%) считают, что человек обязан быть патриотом, потому что это его страна, здесь он родился, здесь его воспитали, за него отдали свои жизни предки. 163 чел. (34%) из числа опрошенных считают, что не обязан быть патриотом или решает сам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz