БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29

136 обязанностью, оставляя за гражданином право выбора, иногда демонстрируя при этом примитивную логику: «если своя страна не нравится, гражданин не обязан ее любить». Позиция неоднозначная: с одной стороны, в ней проявляется стремление к самостоятельности в жизненном самоопределении, с другой – может открыться полное отсутствие уважения к своей стране и народу. Впрочем, в данном случае к каждому ответу необходимо подходить строго индивидуально, поэтому при обобщении можно говорить только о тревожной тенденции. 3. Эта тенденция проявляется гораздо в меньшей степени в отношении такого эпохального исторического события, как Великая Отечественная война и Победа в ней советского народа. Основные факты этой истории дети и подростки знают с разной степенью глубины, желательно бы знать лучше – об этом говорит уровень их ответов на соответствующие вопросы. Но патриотическая позиция проявляется здесь сильнее, Победой гордятся почти все респонденты, за небольшим исключением. Даже многие из тех, кто не считает себя патриотом. 4. Школьники реально оценивают роль семьи, школы в воспитании патриотизма; отводят значимую роль книгам, кино и ТВ, массовым мероприятиям, проводимым в родном городе и в своих школах. Однако знаний в области литературы о Великой Отечественной войне у многих пока недостаточно, порой их меньше, чем предполагает даже школьная программа. Не все хорошо осведомлены и о городских и школьных мероприятиях патриотического направления. Практические рекомендации: - Формирование патриотизма у подрастающего поколения – требование времени; актуальность этой работы возрастает исходя не только из современной политической ситуации, но и из аморфности и неустойчивости жизненных позиций многих представителей молодежи (насколько сформированы и цельны эти позиции, наглядно показывают результаты опроса). Требуется больше внимания – как изучению истории родной страны (знание фактов), так и ясной объективной оценке исторических событий, поскольку с ней часто связана мотивация молодых на патриотическую позицию. (Показателен пример, выявленный в ходе опроса – молодой человек, назвавший из прочитанных книг «Ледокол» Суворова, оставил довольно «ядовитые» высказывания о своей Родине и патриотизме: здесь понятно, какие взгляды и теории отразились на позиции старшеклассника; возможно, такой «однобокий» отбор книг о войне принят у него в семье). - На городском уровне активнее привлекать молодых к чтению книг и мероприятиям патриотической направленности, проводимым в учреждениях и организациях города. Уделить большее внимание продвижению книги к молодым, созданию условий для глубокого знакомства детей и молодежи с книгой, помогающей формированию патриотизма (как в образовательных организациях, так и в библиотеках, в семьях). - Найти пути влияния на семью, родителей с целью 1) организовать в семье серьезное, глубокое изучение истории (чтение, просмотр передач, игры, посещение городских мероприятий), 2) активизировать формирование патриотических позиций у детей. Практические рекомендации: 1. педагогам (словесникам, историкам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям) в каждой школе провести работу со своим комплектом анкет на предмет выявления слабых мест в знаниях обучающихся, а также – для определения направлений работы по разъяснению объективной оценки ключевых исторических фактов, вызывающих у ребят скепсис, иронию, недоверие или просто знакомых им понаслышке. 2. сотрудникам библиотек учесть результаты опроса и провести аналогичную работу, внеся необходимые коррективы в содержание сценариев, индивидуальной работы с читателями-детьми, в деятельность по продвижению книги и другие сферы библиотечной работы. 3. приложить дополнительные усилия по информированию детей и юношества о проводимых в городе мероприятиях патриотической направленности (на всех уровнях – как общегородском, так и на уровне учреждений) и по привлечению к ним детской и юношеской аудитории в более широких объемах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz