Библиотечно-информационный бюллетень N 31
124 Колесникова Е. О., заведующая библиотекой – филиалом № 5 «Центральной детской библиотекой города Мурманска» Социокультурная реабилитация детей с задержками интеллектуального развития средствами библиотечного обслуживания Роль библиотеки в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно. Для одних детей мир открывается именно через книгу, для других - через общение со сверстниками и сотрудниками библиотеки, через возможность посильного участия в различных мероприятиях, которые проводятся в библиотеке. В зоне особого внимания детской библиотеки – филиала № 5 МБУК «ЦДБ города Мурманска» находятся классы и группы коррекции в общеобразовательных, специализированных школах, детских дошкольных учреждениях. Библиотека занимается социокультурной реабилитацией детей через библиотечное обслуживание уже на протяжении шести лет. Филиал сотрудничает с Мурманской коррекционной школой № 1 и со всеми школами и детскими садами района, в которых есть коррекционные классы. Для того, чтобы работа носила систематический характер, в филиале № 5 разработана и успешно реализуется программа «Открытый мир». Цель программы это творческая реабилитация и расширение кругозора детей с интеллектуальной задержкой в развитии. Как основной способ реализации в программе использован метод сказкотерапии и игротерапии. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей. А в нашем случае сказкотерапия и игротерапия помогают детям лучше познать мир художественной литературы, адаптироваться в социокультурной детальности и раскрыть свои творческие возможности. Мероприятия программы разработаны для учащихся школ и дошкольных учреждений. Программа включает в себя 5 тематических направлений. Это патриотическое воспитание, воспитание потребности в чтении, формирование и популяризация семейных ценностей, правовое просвещение, экологическое просвещение, формирование и популяризация краеведческих знаний. Структура каждого мероприятия включает вводную часть, где формируется положительное отношение к занятию, к ведущему, и устанавливается позитивный эмоциональный настрой. Далее идет основная часть мероприятия, где используется совокупность различных форм, направленных на решение задач данного мероприятия. И завершающий этап - подведение итогов, прощание. Длительность такого мероприятия составляет 15-20 минут. Смена видов работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся два раза в месяц. Все блоки мероприятий ориентированы на конкретную возрастную группу. Ярким примером одного из мероприятий для школьников с задержкой развития является литературный праздник «Путешествие в мир сказок». Это мероприятие из тематического блока по развитию потребности в чтении. Мероприятие построено на сказочном сюжете. Нежданно-негаданно на празднике появилась Баба-Яга, сославшись на то, что скучно ей стало в дремучем лесу. Вот и решила потешиться, как в молодости бывало. Принесла волшебный ларец, а вот отдавать не хотела. Всех пыталась перехитрить и запутать, а сама ни с одним вопросом не справилась, которые Василиса Премудрая ей по лесной почте отправила. Ларец Баба Яга не хотела отдавать. И вдруг Баба Яга вспомнила, что получила приглашение на слёт лесной «нечисти», а туда без знания сказок не пройти. Ребята помогли ответить Бабе Яге на вопросы, и она отдала ларец. А в ларце оказалась Сказка! Знакомая всем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz