Библиотечно-информационный бюллетень N 31

87 Было установлено, что старшеклассники обладают очень поверхностными знаниями о содержании труда. Например, 31 % девятиклассников на вопрос «чем занимается программист?» ответили слишком обще: «работа с компьютером»; 17 % не смогли ответить на этот вопрос. Серьезные затруднения вызвали у подростков задания на определение профессионально важных качеств и противопоказаний для ряда профессий. Не смогли назвать ни одного качества для профессии продавец 11 % девочек и 39 % мальчиков. Задание на определение противопоказаний для ряда профессий оказалось наиболее трудным: 27 % девятиклассников так и не смогли его выполнить. Заметим, что задания анкеты не требовали от подростков каких-то специальных знаний, а предлагаемые для анализа профессии встречаются в повседневной жизни района. Вопросами профориентации в Печенгском районе занимаются школы. Как правило, в нашем городском поселении профориентация начинается в старших классах. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень профессий велик, а знания о них минимальны, даются эпизодически, и, как показывает анализ проведенного исследования, имеют теоретический уклон. Центр занятости населения Печенгского района приглашает ребят на встречи с представителями учебных заведений. Но фактически к моменту, когда нужно сделать выбор учебного заведения для дальнейшего профессионального образования, многие старшеклассники оказываются не готовыми, так как не имеют реальных представлений о профессии, тем более о специальностях, востребованных в районе. А ведь каждая профессия – это не только совокупность обязанностей, но и целое царство подводных камней, о которых будущие абитуриенты порой даже не догадываются. После ярмарки образовательных услуг в библиотеку обращаются много подростков 7-9 классов с запросами о профессиях и способах получения той или иной специальности. Как вообще можно понять, что тебе подходит? Только попробовав! Так родилась идея библиотечного проекта «Шаг в профессию», который бы позволил подросткам «примерить на себя» различные профессии, и не просто примерить, а познакомиться с профессией «изнутри», побывав на производстве. Как гласит народная мудрость: «Все новое - это хорошо забытое старое». В период плановой экономики профориентация была частью единой системы образования: школьников регулярно водили на экскурсии по фабрикам и заводам, а бесплатные кружки в домах пионеров были доступны практически в каждом, даже небольшом городке. Целью нашего проекта стало содействие профессиональному самоопределению подростков Печенгского района через деловые игры и профессиональные пробы на предприятиях района в формате клуба. В качестве «пилотной» версии проекта год назад среди школьников библиотекарями проводились деловые игры по специальности «юрист»: «Для чего нужен суд». Мероприятия получили много положительных отзывов участников и педагогов. Проект «Шаг в профессию» был направлен на конкурс социальных инициатив АО ГМК «Норильский Никель» 2018 года и стал победителем, получив финансовую поддержку. Под руководством настоящих профессионалов своего дела школьникам 5-9 классов предстояло пройти курс из 10 тематических деловых игр по самым разным профессиям: врач, журналист, программист, управленец, юрист, педагог, геолог, флорист, предприниматель, адвокат, военный. Помимо этого для ребят планировалось организовать экскурсии на предприятия поселка и профессиональные пробы - там, где это позволит техника безопасности. Также школьники смогут развить коммуникативные, ораторские, командные и другие навыки с помощью специально разработанных тренингов личностного роста. Кратко суть проекта можно изложить в рекламном слогане: Что такое «Шаг в профессию»? 1. «Попробуй дело на вкус» - практические занятия по профессиям; 2. «Живые» интересные занятия в формате деловых игр;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz