БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 34
59 личности. Яркие эмоциональные переживания героя. Сильные чувства сказочного героя вызывают у ребенка ответные переживания как положительные, так и отрицательные. Он получает возможность изжить запретные в реальности чувства: гнев, ненависть, агрессию, злость. А значит, ребенок учится распознавать свои эмоции и управлять ими. Проживание разных эмоциональных состояний имеет для ребенка психопрофилактический характер. Для того чтобы воспитать у ребенка личную заинтересованность и потребность в чтении, стремление к самопознанию с помощью чтения, надо удивить детей самим процессом чтения. В знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном – необычное. Какой метод использовать для решения этой задачи? Одним из наиболее действенных методов, способствующих полному, глубокому восприятию текста, является чтение вслух и обсуждение. Схема размышления над сказками 1. Основная тема (идея сказки) О чем эта сказка? В каких ситуациях нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Вопросы касаются поведения и состояния персонажей и реальных жизненных ситуаций. Разговор о сказке сливается воедино с разговором о жизни. Этот метод получил название «метод дельфина»: обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность к жизненным реалиям. 2. Линия героев сказки. Мотивы их поступков Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? (Скрытый мотив)/ 3. Способы преодоления трудностей Как герой решает проблему? В каких ситуациях эффективен этот способ? 4. Отношение к окружающему миру и к самому себе Что приносят поступки героя окружающим и ему самому? Он созидатель или разрушитель? 5. Актуализированные чувства Какие чувства вызывает сказка? Почему герой поступает именно так? Чтобы ребенок научился извлекать из текста сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с детьми целесообразно вести работу с родителями. Отобранные сказки мы сгруппировали с учетом проблем и составили так называемые «рецепты»: От грусти и тоски; Для трусишек и бояк; От лени; От гордости и непослушания; Для воспитания добрых чувств; Для воспитания веры в себя. Индивидуальный подход для личностного роста каждого При работе с семьями используются как наиболее распространенные приемы (консультирования, индивидуальные беседы, занятия, тренинговые занятия), так и изыскиваются новые формы работы (интерактивные встречи в составе «родитель – ребенок – психолог», применение арт- терапии (рисование на световом планшете песком, лепка кинетическим песком). Данные занятия дают возможность семьям обмениваться положительным опытом друг с другом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает уверенность и активность родителей. Родители чувствуют поддержку и продолжают сотрудничество с учреждением даже после разрешения проблем в семье. А арт-терапия позволяет расширить возможные ресурсы семьи, понять те или иные причины конфликтов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz