БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 34

59 личности. Яркие эмоциональные переживания героя. Сильные чувства сказочного героя вызывают у ребенка ответные переживания как положительные, так и отрицательные. Он получает возможность изжить запретные в реальности чувства: гнев, ненависть, агрессию, злость. А значит, ребенок учится распознавать свои эмоции и управлять ими. Проживание разных эмоциональных состояний имеет для ребенка психопрофилактический характер. Для того чтобы воспитать у ребенка личную заинтересованность и потребность в чтении, стремление к самопознанию с помощью чтения, надо удивить детей самим процессом чтения. В знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном – необычное. Какой метод использовать для решения этой задачи? Одним из наиболее действенных методов, способствующих полному, глубокому восприятию текста, является чтение вслух и обсуждение. Схема размышления над сказками 1. Основная тема (идея сказки)  О чем эта сказка?  В каких ситуациях нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Вопросы касаются поведения и состояния персонажей и реальных жизненных ситуаций. Разговор о сказке сливается воедино с разговором о жизни. Этот метод получил название «метод дельфина»: обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность к жизненным реалиям. 2. Линия героев сказки. Мотивы их поступков  Почему герой совершает тот или иной поступок?  Зачем ему это нужно?  Чего он хотел на самом деле? (Скрытый мотив)/ 3. Способы преодоления трудностей  Как герой решает проблему?  В каких ситуациях эффективен этот способ? 4. Отношение к окружающему миру и к самому себе  Что приносят поступки героя окружающим и ему самому?  Он созидатель или разрушитель? 5. Актуализированные чувства  Какие чувства вызывает сказка?  Почему герой поступает именно так? Чтобы ребенок научился извлекать из текста сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с детьми целесообразно вести работу с родителями. Отобранные сказки мы сгруппировали с учетом проблем и составили так называемые «рецепты»:  От грусти и тоски;  Для трусишек и бояк;  От лени;  От гордости и непослушания;  Для воспитания добрых чувств;  Для воспитания веры в себя. Индивидуальный подход для личностного роста каждого При работе с семьями используются как наиболее распространенные приемы (консультирования, индивидуальные беседы, занятия, тренинговые занятия), так и изыскиваются новые формы работы (интерактивные встречи в составе «родитель – ребенок – психолог», применение арт- терапии (рисование на световом планшете песком, лепка кинетическим песком). Данные занятия дают возможность семьям обмениваться положительным опытом друг с другом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает уверенность и активность родителей. Родители чувствуют поддержку и продолжают сотрудничество с учреждением даже после разрешения проблем в семье. А арт-терапия позволяет расширить возможные ресурсы семьи, понять те или иные причины конфликтов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz