БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 35

172 читатель забрал книгу из ячейки бронирования. Организация работы В ходе внедрения систем самообслуживания была полностью пересмотрена технология обслуживания и учета основных показателей. Самым существенным изменением стал отказ от книжных и читательских формуляров. В целях упрощения работы с системами самообслуживания были внесены изменения в правила выдачи документов из фонда МГОУНБ, уравнены сроки пользования всеми видами документов (все издания выдаются сроком на 1 месяц с возможностью продления до двух раз). В случае если в электронном читательском формуляре оказываются книги с истекшим сроком пользования, продление и возврат таких изданий через станцию самообслуживания блокируется, все операции с просроченными книгами осуществляются только через сотрудника на кафедре обслуживания. Выдача новых изданий через станцию также приостанавливается до полного погашения задолженностей. Все сотрудники библиотеки, включая сотрудников внутренних отделов, не связанных с обслуживанием, прошли организованное обучение работе с терминалами самообслуживания. Были разработаны инструкции по оформлению выдачи и возврата через станции самообслуживания, заказа литературы через электронный каталог на сайте МГОУНБ с последующим получением через бронеполку. Большое внимание было уделено продвижению новых сервисов в СМИ, в соцсетях, на сайте библиотеки. Трудности внедрения и использования Безусловно, внедрение новых технологий не проходит без некоторых сложностей, как организационных, так и технических. С какими трудностями пришлось столкнуться нашей библиотеке:  внедрение систем требует приобретения дополнительных лицензий на модуль RFID-bridge для реализации взаимодействия АБИС и станций самообслуживания, а значит и дополнительного финансирования;  невозможность полного перехода на автоматизированную статистику книговыдачи при работе с изданиями в режиме читального зала (пользователи отмечают выдачу на станциях самообслуживания только на вынос изданий из здания библиотеки). В целях наиболее полного учета показателя ведется наблюдение за выдачей документов из открытого фонда, такая книговыдача отмечается в соответствующих печатных формах учета;  наличие изданий, метки с которых плохо считываются через переплет (прежде всего книги с толстыми глянцевыми переплетами и переплетами, при оформлении которых используются фольгированные элементы). Читателям рекомендовано проверять, все ли издания записаны в электронный формуляр, при наличии незаписанных книг необходимо обращаться на кафедру для оформления выдачи через рабочие считыватели сотрудников (метка считывается с изнанки обложки). Аналогичная ситуация со списанием изданий;  станции эпизодически «теряют» связь с АБИС «OPAC-Global», соответственно запись в электронный формуляр не производится;  через станции самообслуживания пытаются сдать периодические издания без RFID-меток, что связано с параллельным использованием разных технологий учета выдачи (RFID и штрих-коды). В случае, если пользователь пытается сдать и списать книги без меток в рабочие часы библиотеки, ему рекомендовано обратиться на кафедру обслуживания. Если пользователь пришел в нерабочие часы либо в выходной день, он может оставить издания на посту охраны для последующей передачи в отдел библиотечного обслуживания;  зафиксированы случаи оставления мусора в приемнике для книг, неаккуратное заталкивание книг в приемник, что привело к физической поломке терминала;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz