БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 37 / Министерство культуры Мурманской области, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель С. В. Иванова ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. — Мурманск : МГОУНБ, 2024. — 152 с. : ил., портр.

88 БИБЛИОТЕЧНЫЕ ХРОНИКИ Солнцева Ю. Н., заведующая информационно- библиографическим отделом Центральной городской библиотеки имени Л. Крейна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры Североморская централизованная библиотечная система Медленные чтения по-североморски « F estina lente» («Поспешай медленно» — латинское крылатое выражение) В ответ на увеличение информационного потока и скорости жизни у многих людей возникает протест и желание замедлиться. Появилась мода на медленную жизнь: открываются кафе медленной еды, люди стали собираться в группы медленного чтения и т. д. Медленное чтение противостоит быстрому потреблению текстов в современной культуре: веб-серфингу, скольжению по поверхности, неспособности читать много букв... Важная особенность медленного чтения в том, что это не только уединенное общение с книгой, но и возможность совместной практики в группе с экспертом, который разбирается в теме. Модные сейчас ридинг-группы — совместное прочтение и обсуждение текстов — предлагают опыт живого общения и глубокого погружения в вопросы, с которыми в одиночку справиться сложно. В отличие от уроков литературы в школе, где часто выдают готовые формулы того, что хотел сказать автор, медленное чтение ориентирует читателя на творческую работу по самостоятельному «добыванию» смыслов из текста, на чтение как создание своего комментария на полях, словом, на вдумчивое чтение, проникновение в текст. Кроме того, владение информационной культурой включает в себя, в том числе, умение работать с книгой, её составляющими. Например, с предисловием, авторским вступлением, ссылками и сносками, содержанием книги, эпиграфами, цитатами и т. д. Всё это происходит на занятиях по медленным чтениям. Воспитание читательской культуры видится в стремлении участников правильно читать (эмоционально, интонационно), понимать текст, разбираться с незнакомыми словами и выражениями, проявлять какие-то ассоциативные моменты, связанные с прочтением других произведений. Кстати, медленные чтения могут рассматриваться, как вполне современный формат книжной рекомендации в эпоху социальных медиа. Воспитание информационной и читательской культуры способствует также овладению навыками общественных коммуникаций — надпрофессиональными гибкими навыками (soft skills), которые пригодятся в жизни и в любой профессии. Человек учится, скажем так, правильно говорить, выражать свои мысли, делиться впечатлениями. Это очень важно при коммуникации. В конечном итоге медленные чтения служат формированию гармоничной и счастливой личности. Кроме того, они полезны для здоровья. Медики рекомендуют читать вслух, по крайне мере, 15 минут в день. В 2022 году в деятельность информационно-библиографического отдела Североморской Центральной городской библиотеки им. Л. Крейна внедрен новый формат работы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz