БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 37 / Министерство культуры Мурманской области, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель С. В. Иванова ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. — Мурманск : МГОУНБ, 2024. — 152 с. : ил., портр.
89 по формированию информационной и читательской культуры — «медленные чтения». Этот формат был запланирован в рамках программы повышения квалификации «Грани профессии», действующей в Североморской ЦБС. Он имел целью поделиться с североморскими библиотекарями методикой медленных чтений, которые на сегодняшний день набирают все большую популярность в нашем профессиональном сообществе. Опыт проведения медленных чтений позаимствован у специалистов библиотеки № 240 Technoscience Северо-западного округа Москвы, где это направление работы курирует кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН Юрий Юрьевич Черный. Изучив практику московских библиотекарей, мы творчески переработали ее. Для нас освоение методики медленных чтений, безусловно, — смелый эксперимент! Но уже спустя два года можно утверждать, что создана своя, несколько отличная от других, успешная практика, которая интересна коллегам. Тематика чтений обусловлена проблематикой успешно реализуемого в ЦГБ им. Л. Крейна просветительского проекта «Азбука цифровой экономики», где рассматриваются технологии Четвертой промышленной революции (в России — «Цифровая экономика»). В этой связи для чтения больше всего подошли произведения писателей-фантастов, авторов романов-утопий (антиутопий), где описываются, в том числе, технологии будущего. Таким образом, первым для чтения был выбран неоконченный роман выдающегося русского писателя и гражданина Владимира Федоровича Одоевского «4338-й год: Петербургские письма». Произведение изучалось в течение девяти занятий, которые проходили в офлайн- и онлайн режимах. Начиная с 7-го занятия, проводились стримы в группе «Библиографы в теме» в социальной сети ВКонтакте. Если кратко описать выработанную нами методику, то она выглядит следующим образом. Участие в заседаниях добровольное, количество чтецов менялось. Мероприятие подготавливалось заранее: текст романа делился на смысловые фрагменты, подбирался материал, иллюстрирующий содержание (книги, журналы, фотографии, видеосюжеты), устанавливалось техническое оборудование. Участники читали последовательно (один за другим) фрагменты произведения. В результате коллективного чтения задавался такой темпоритм, когда все читающие начинали чувствовать себя единым целым, а это создавало неповторимую эмоциональную атмосферу в аудитории. Специалисты называют такое состояние «состоянием потока». По окончании главы (глав) происходило обсуждение прочитанного. Обращали внимание на название произведения, главных и второстепенных героев, на их имена, исторический фон, особенности художественного стиля автора и т. д. При необходимости останавливались на отдельных фрагментах, находили ключевые места, сверялись со словарем, делали заметки, рисовали схемы, планы; сначала читали произведение, только затем — критику. После подробного разбора участники занятия повторно прочитывали текст, что существенно облегчало понимание содержания книги. Ход каждого заседания представлялся в виде поста в группе «Библиографы в теме» (https://vk.com/club187439176) и на сайте Североморской ЦБС (https://sevcbs.ru/main/) . В дальнейшем были медленно прочитаны и изучены следующие произведения: «Год две тысячи четыреста сороковой. Сон, которого, возможно, и не было» Л.-С. Мерсье, «Воспоминания о будущем» С. Д. Кржижановского, «Лед» Е. Долгопят, «Европейские письма» Участники медленных чтений романа В. Одоевского «Год 4338-й: Петербургские письма» в ЦГБ им. Л. Крейна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz