Дранишников Вячеслав Васильевич: биобиблиографический указатель . / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Фролова О. Н.; ред. Конюшанец А. И.; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р.— 2-е изд. доп.— Мурманск: АНО «Просветительский центр «Доброхот», 2011.— 114 с.: ил.— (Краеведы Земли Кольской).
Учитель, краевед, поисковик, ученый... 23 Преподавать историю и обществоведение в «эпоху Брежне- ва», особенно в старших классах, было исключительно трудно. В обществе существовали двойные и даже тройные стандар- ты: в газетах писали одно, «на кухне» говорили другое. В жизни делали третье... Вячеслав Васильевич нашел «свой способ» (методу) «выкручиваться» из этой ситуации. Раскры- вая тему урока на основании программы, партийных и совет- ских документов, он всегда оставлял время для того, чтобы дать свою субъективную оценку происходящим событиям, де- ятельности тех или иных руководителей партии и государ- ства. Когда ученики, окончив школу, приходили в гости к учите- лю, они признавались, что именно его «субъективные сужде- ния» они воспринимали как истину. Свою первую книгу, учебное пособие для учащихся 4-х классов «Рассказы по истории Кольского края», он написал, еще работая в школе учителем. Это была одна из первых попыток изложить систематизированный краеведческий мате- риал с учетом возрастных и познавательных возможностей учеников начальной школы. Книга хорошо иллюстрирована, интересно написана, да и тираж, по нашим временам, боль- шой — 30.000 экземпляров. Несколько десятилетий школьники области начинали изучение «малой Родины» с этой книги. Возникает вопрос, как удалось обычному учителю, «неосте- пененному», в период жесткого контроля любой печатной про- дукции через облит (своеобразная цензура) издать учебное пособие? Помог И. Ф. Ушаков, теплые, доверительные отноше- ния с которым связывали учителя и ученика многие годы. Как это прекрасно, но, к сожалению, не всегда бывает в жизни, когда ученикам удается следовать нравственному и научному примеру своих наставников. Сегодня у Вячеслава Васильевича опубликовано более 120 научных методических работ. Это более 20 книг: учеб- ных пособий для школьников, студентов, учителей, изданных в Мурманске и Москве. В том числе монографии «Граждан- ское воспитание школьников» (Мурманск, 2000), «Очерки ис- тории народного образования Кольского края» (в соавторстве, Мурманск, 2001). «Теоретико-методологические основы и прак- тика формирования гражданственности школьников» (Москва, 2002), «Педагогические возможности национально-региональ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz