Дранишников Вячеслав Васильевич: биобиблиографический указатель . / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Фролова О. Н.; ред. Конюшанец А. И.; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р.— 2-е изд. доп.— Мурманск: АНО «Просветительский центр «Доброхот», 2011.— 114 с.: ил.— (Краеведы Земли Кольской).

32 Слово о коллеге но живой. Погиб мой дядя. У большинства школьных друзей отцы с фронта не вернулись. В Мурманске, а сегодня он — город-герой, все напоминает о войне. Когда учился в пединституте, нас очень серьезно готовили к внеклассной работе по истории. Факультет общественных профессий посещали почти все студенты. Каждый выпускник умел вести кружки, спортивные секции, мог организовать поисковую работу. Мои ученики воевали в Афганистане и других ” горячих“ точках. Младший сын служит в ОМОНе. Он неоднократно был в длительных командировках в Чечне, Дагестане, Ингушетии». Д. п. н., профессор Тайчинов М. Г.: «Вы могли бы срав- нить уровень гражданского воспитания школьников в 60– 80-е годы и в настоящее время?» Дранишников В. В.: «Конечно. Но вопрос поставлен не со- всем корректно. В советское время этот термин употребляли редко. Педагогический словарь 1960 года утверждает: ” Граж- данское воспитание — реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое готовит покорных слуг капитала“. Но, безусловно, каждый учитель понимал, что включает в себя гражданское воспитание советских школь- ников. Это — советский патриотизм, военно-патриотическое воспитание, пролетарский интернационализм (главное!), а так- же такие направления воспитательной работы, как формирова- ние коммунистического мировоззрения, идейно-политическое воспитание, формирование активной жизненной позиции. Этими направлениями воспитательной работы школы рань- ше занимались государство, партия, комсомол, пионерская организация, ДОСААФ и другие государственные и обществен- ные организации. НИИ АПН СССР разрабатывали содержание, формы и методы работы. Например, учителя в своей работе широко использова- ли книгу, изданную НИИ общих проблем воспитания, ” При- мерное содержание воспитательной работы в школе“ (под ред. И. С. Марьенко). Такие формы гражданского воспитания, как военно-спор- тивные игры ” Зарничка“, ” Зарница ” “ и ” Орленок“ были действи- тельно массовыми. Миллионы детей участвовали во Всерос- сийской туристско-краеведческой экспедиции ” Мое Отечество“, проводились слеты поисковиков, различные конференции по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz