Дранишников Вячеслав Васильевич: биобиблиографический указатель . / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Фролова О. Н.; ред. Конюшанец А. И.; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р.— 2-е изд. доп.— Мурманск: АНО «Просветительский центр «Доброхот», 2011.— 114 с.: ил.— (Краеведы Земли Кольской).

40 лет музею МГПУ 39 школьные музеи разных профилей (краеведческие, боевой сла- вы, Ленинские, интернациональной дружбы и др.). Безусловно, важны и субъективные обстоятельства. Каж- дый учитель как личность и профессионал индивидуален. У всех разный уровень педмастерства, увлеченности. Они отлича- ются возрастом, здоровьем. А еще семейные обстоятельства... Да и материальная база школ значительно отличалась друг от друга. Бывает, молодому учителю «повезет» на администрацию, другому — нет. Важно отметить, что в 60-е гг. большинство студентов, в том числе и парней, хотело работать в школе. Иногда на содержание внеклассной деятельности учителя оказывает влияние какой-либо случай, встреча и т. д. Так бы- ло и у меня. Каждые каникулы я совершал со школьниками экскурсии, поездки, походы. В 1968 г. в осенние каникулы мы побывали в селе Ловозеро — «столице саамского края». Жили в школе-интернате. Там я познакомился с учителем геогра- фии саамом П. П. Юрьевым. В то время я уже знал многих ярких, талантливых учителей Мурманска и области. Однако П. П. Юрьев меня поразил как самобытная личность со сво- им необычным виденьем окружающего мира. Его суждения о жизни, школе, проблемах саамского народа были необычными, яркими, убедительными, смелыми. Потом он показал музей, который создал в интернате. Музей мне так понравился, что я решил: приеду в Мурманск — начну собирать экспонаты для создания своего музея. Самое удивительное другое. Когда вечером собрались кра- еведы вместе — они выполняли индивидуальные поисковые задания — школьники высказали «идею»: «Вячеслав Василье- вич, а почему бы нам не создать музей в нашей школе? Ведь рядом места боев. Можно сходить в поход на Терский берег...» Не все верят, но именно саамский учитель географии П. П. Юрьев — «виновник» создания музея СШ № 10 г. Мур- манска. А если перейти в нашей беседе на уровень теории педа- гогики, этот пример — убедительное доказательство реально существующем в жизни «диалога культур», взаимообогащения двух народов — саамов и русских. Народы бывают большие и маленькие. Культура «маленькой» не бывает. Она всегда самобытна, неповторима... С точки зрения возможностей сбора различных историче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz