Дранишников Вячеслав Васильевич: биобиблиографический указатель . / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Фролова О. Н.; ред. Конюшанец А. И.; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р.— 2-е изд. доп.— Мурманск: АНО «Просветительский центр «Доброхот», 2011.— 114 с.: ил.— (Краеведы Земли Кольской).
40 Слово о коллеге ских источников, Мурманская область уникальна. В 60-е гг. в районе реки Западная Лица на каждой сопке валялись воен- ные экспонаты: немецкие и советские каски, патроны, мины. Попадались неразорвавшиеся гранаты. В блиндажах находили листовки, газеты времен войны, посуду и т. д. Достаточно было организовать три многодневных похода — экспедиции в район боев, на Терский берег, в оленеводческие стада — и был со- бран огромный материал, достаточный для создания музея. Мы даже вытащили из болота и привезли в школу горно-егерскую пушку. — С какими трудностями, проблемами сталкивались создатели школьных музеев? — Их было много. Во-первых, мы не знали ни теории, ни практики музееведения. Нам надо было научиться вести музей- ную документацию: уметь оформлять акты приема историче- ских источников, описывать их, вести строгий учет экспонатов и так далее, а самое главное — обеспечить сохранность со- бранного краеведческого материала. Решить эту проблему помог Мурманский областной кра- еведческий музей. Е. С. Павлова, директор музея, взяла под строгий контроль деятельность всех школьных музеев Мур- манска и области, организовала учебу их руководителей. Возникали и другие, не менее сложные педагогические про- блемы. Дети с большим желанием ходят в походы по Кольско- му краю с целью сбора экспонатов для музея, стойко, достойно переносят физические нагрузки, заинтересованно, по-доброму общаются со старожилам, проявляют в экстремальных услови- ях сознательную дисциплину. Сколько радости, удовольствия испытывают они, когда после трудного перехода с рюкзаками, заполненными собранными самостоятельно предметами помор- ского или саамского быта, поют у костра бардовские песни о дружбе. На всю жизнь запоминается уха из только что пой- манной рыбы, которую они «хлебают» деревянными ложками. А удивительно разная природа Кольского Заполярья: горная тундра, Хибины, Белое море, тайга... Но вот долгая, сложная, «скучная» деятельность по созда- нию основного и вспомогательного фондов музея не всем юным краеведам посильна. Надо было найти пути, способы, средства, стимулы для активизации познавательной деятельности с уче- том возрастных и личностных особенностей, найти способы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz