Дранишников Вячеслав Васильевич: биобиблиографический указатель . / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Фролова О. Н.; ред. Конюшанец А. И.; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р.— 2-е изд. доп.— Мурманск: АНО «Просветительский центр «Доброхот», 2011.— 114 с.: ил.— (Краеведы Земли Кольской).

40 лет музею МГПУ 43 пример своей житейской непрактичности: констатирующий и преобразующий (формирующий) эксперименты в ряде школ г. Мурманска я проводил 10 лет. — Приходилось ли Вам общаться с учеными союзного уровня? — Да. Мне посчастливилось учиться в заочной аспиранту- ре НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Раньше здесь концентрировался «цвет научной педагогики». Я коротко оста- новлюсь на трех ученых, с трудами которых вы могли быть знакомы. Курс лекций по методологии педагогики нам читал Михаил Николаевич Скаткин. По его книгам «Дидактика», «Дидактика средней школы», «Проблемы современной дидак- тики» занимались и занимаются студенты педвузов страны. А книгой «Методология и методика педагогических исследова- ний» и сегодня пользуются аспиранты и молодые ученые. Интересными, самобытными оказались и его лекции, мане- ра подачи материала. В те годы М. Н. Скаткин был уже старым человеком, худощавым, невысокого роста, но с удивительной памятью и «математическим» языком изложения материала. Поражало прекрасное знание современных дидактических про- блем школы, а еще — очень доброе отношение к учителям. Он обладал умением делать «психологические паузы», если заме- чал, что аудитория устала. Ученый снимал усталость, совершая экскурс в историю педагогики, находя для этого какой-либо повод. И тогда он сразу преображался и становился другим человеком — мягким, приветливым, добрым. Было видно, что это не только педмастерство лектора, но и искренняя любовь к людям, о которых он рассказывает. Речь его становилась образной, эмоциональной. На всю жизнь я запомнил рассказ Михаила Николаевича о своем учителе С. Т. Шацком. Он работал под его руковод- ством на 1-й Опытной станции Наркомпроса РСФСР. Когда на С. Т. Шацкого поступил донос о его «вредительской де- ятельности», учитель думал не о себе, а о своих учениках. С. Т. Шацкий сделал все, чтобы они покинули место работы. М. Н. Скаткину он дал свои деньги, заставил уехать в тот же день «куда угодно, лишь бы подальше». Все, кто уехал, остались живы... Интересным был рассказ М. Скаткина о видных государ- ственных и партийных деятелях: А. В. Луначарском, Н. К. Круп-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz