Фонды Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки – жителям Мурманской области: каталог областных передвижных выставок (2013-2015 гг.) / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Савилова С. А., Кузнецова Е. Ю.; редкол.: Медникова С. А. и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2015. – 120 с. : ил.
48 Российского государственного архива экономики, отчеты Штаба морских операций Западного района Арктики, сохранившиеся записи капитанов конвойных судов, свои личные воспоминания о военных Мурманске и Архангельске. Наконец, в 2013 г. выходит книга академика РАЕН, почетного полярника, и сторика Владислава Сергеевича Корякина - «Война в Арктике» , в которой подробно и популярно описаны основные периоды морской войны на трассе Севморпути. Особую группу источников составляют издания, посвященные истории военно - морских флотов союзников и противников. Группа эта на протяжении всего послевоенного периода была особо многочисленной в жанровом и типовом выражении. Отчасти это можно объяснить тем, что подвиги моряков надводных и подводных кораблей исторически «окутаны» романтическим ореолом, а кригсмарине третьего рейха практически не были замешаны в военных преступлениях, в отличие от сухопутных войск, непосредственно сталкивающихся с гражданским населением на оккупированных территориях. В издании Дэвида Портера «Кригсмарине, 1935 -1945 » глава «Сражение в Баренцевом море» посвящена судьбе конвоя « JW-51 », все торговые суда которого благополучно прибыли в Кольский залив. Это удачное плавание привело Гитлера в такое бешенство, что он приказал пустить на переплавку все уцелевшие большие надводные корабли и крейсеры, снять с них орудия и передать береговой артиллерии. Гросс - адмиралу Редеру и его преемнику, командующему подводным флотом Деницу с большим трудом удалось убедить его не делать этого. В 2011 году коллективом авторов в составе Анатолия Фёдоровича Фёдорова, Александра Васильевича Жбанова, Дарьи Андреевны Жбановой выпущено четырехтомное научно - популярное издание «О чём молчат арктические льды» (тираж всего 100 экземпляров). В центре этого издания - довоенные операции в Арктике со стороны разведывательных ведомств гитлеровской Германии, многочисленные нераскрытые тайны противника, подвиги североморцев, секретные сооружения, оставленные немцами на берегах безлюдных островов и побережий и многое другое. Некоторые историки оспаривают эти факты, но не могут ответить на многочисленные вопросы, возникающие после ознакомления с находками вдоль побережья Северного морского пути (подскальные сооружения, причалы для немецких подводных лодок, большие запасы топлива и продуктов и др.) . Специально для отправки в СССР в июле 1941 г . было сформировано 151- е крыло Королевских ВВС (Великобритания), которое состояло из 2 - х эскадрилий численностью около 550 человек: более 30 летчиков, до сотни человек офицеров управления, техников и летных диспетчеров , около четырехсот человек обслуживающего персонала - медиков, поваров, шоферов, переводчиков. Крылом командовал всеми любимый новозеландец подполковник Генри Рэмсботтом - Ишервуд, отличный регбист и очень остроумный собеседник. Началось интенсивное обучение советских пилотов. Англичане были в очередной раз удивлены: русские летчики - североморцы и механики сдали технические экзамены по самолету «харрикейну» , набрав 80 -98 баллов из ста, что часто было недоступно английским офицерам. К апрелю 1942 г . истребительные части Северного флота и Карельского фронта более чем на 60% были укомплектованы харрикейнами. После отъезда 151 - го крыла в ноябре вышел приказ о награждении четверых англичан, в т.ч. Ишервуда самой высокой наградой страны - орденом Ленина. Об этих удивительных фактах боевого содружества можно прочитать в книге Михаила Александровича Жирохова «Асы над тундрой» . Особая глава, повествующая о мужестве и героизме военных и гражданских моряков, в истории битвы за Север, за Арктику , это полярные союзные конвои. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыл 4 1 конвой, в обратном направлении – 36 конвоев. В их состав входило 1464 судна, на которых доставлено 4 млн. тонн груза, а вывезено около 1,4 млн . тонн. Погибло 103 единицы транспорта, в т.ч. 12 советских, 47 американских, 35 английских и др. Наиболее полно эта тема раскрыта в книгах Брайана Шофилда «Арктические конвои» , Юрия Анатольевича Барашкова «Арктические конвои в настроении Гленна Миллера», в сборнике «Полярные конвои в иллюстрациях и статистике» .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz