Из истории Мурмана : календарь дат и событий на 2026 год / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель Е. Р. Михайлова; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова (председатель) [и др.] ; консультанты: Боровичев Е. А. [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2025. – 183 с.

27 пояс прибрежных льдов, как дальше к северу будет открытая вода, а значит и пройти к Камчатке и Северной Америке будет возможно. Он посчитал, что поиск пути к Америке и Камчатке следует вести Северо-западным проходом, пройдя около архипелага Шпицберген. В экспедицию предполагалось отправить три корабля. 27 июня 1764 г. Адмиралтейств-коллегия назначила командира экспедиции, которым и стал В. Чичагов. Командирам кораблей было оказана честь – корабли получили наименования по их фамилиям: тот, что побольше – «Чичагов», два других – «Панов» и «Бабаев». Они были парусные, двухмачтовые, но могли идти и на веслах. Экипаж «Чичагова» составлял 74 человека, двух других судов – по 48 человек. Корабли вооружались артиллерией: на «Чичагове» было 16 пушек, на «Панове» и «Бабаеве» – по 10. Наиболее удобным местом для начала экспедиции Ломоносов считал Мурманский берег, так как отсюда в плавание можно было отправиться уже весной, тогда как от Архангельска – только в начале лета. Поэтому сюда в сентябре 1764 г. пришли три судна экспедиции на зимовку. Основная часть членов экспедиции жила в Коле. Корабли же стали на якорь в Екатерининской гавани, при них оставался караул из 30-40 человек. В мае 1765 г. все было готово к плаванию. В начале восьмого часа 9 мая отправились в путь. Прозвучал выстрел из пушки, означающий сигнал сниматься с якоря. Шел дождь. Так как ветер был тихий, из Екатерининской гавани шли на веслах. Но, выйдя из узкости, поймали восточный ветер и далее пошли под парусами. На следующий день Чичагов собрал на свой корабль всех офицеров, распечатал пакет с инструкциями. Окончательно стало ясно – целью экспедиции не является налаживание китобойного промысла на Шпицбергене, а поиск пути к Камчатке. Но туманы, дожди, а главное, непроходимые льды не дали кораблям возможности пройти дальше 80˚ 26´ северной широты. Колоритную картину попыток пройти как можно дальше на север представил в своих «Записках» П. Чичагов, основываясь как на документальных источниках, так и, видимо, на устных воспоминаниях отца: «Действия влажности, отвердевшей на парусах от мороза, бывали иногда таковы, что матросы, забирая рифы, или подбирая паруса, обламывали себе ногти в кровь, и кровь текла у них из пальцев. Затем явилась опасность от столкновения с плавучими ледяными горами, часто их окружавшими и грозившими их раздавить. Когда наши путешественники встречали эти горы изо льда, они пользовались промежутками, которые образовались между горами; но когда последние сближались друг с другом, их оттаскивали на буксире шлюпками, чтобы отдалить от кораблей и расчистить проход. Для этой работы спускали человека на край льдины, он вонзал багор, держа его за верхний конец, к которому привязывал завозной канат, а последний протягивали на шлюпку, которая силой весел отводила льдину с пути плавания корабля. Но эта работа в возвышенных широтах была почти непрерывная и жестоко утомляла экипажи». На собрании офицеров 29 июля было решено возвратиться назад. Корабли пришли в Архангельск, откуда Чичагов направил рапорт в Адмиралтейств-коллегию о неудаче. Рапорт был рассмотрен в Адмиралтейств-коллегии и представлен императрице. Адмиралтейств-коллегия приказала продолжить экспедицию в следующем году, а Чичагову отбыть в Петербург «взяв с собой все журналы и карты». Получив такое распоряжение, Чичагов отдал приказ о втором зимовании кораблей экспедиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz