Из истории Мурмана : календарь дат и событий на 2026 год / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель Е. Р. Михайлова; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова (председатель) [и др.] ; консультанты: Боровичев Е. А. [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2025. – 183 с.

28 в Екатерининской гавани, а сам поехал в столицу. Там он сумел доказать правоту своих действий в плавании и был оставлен командовать экспедицией. Во второе плавание из Екатерининской гавани отправились 19 мая 1765 г. В этот раз экспедиция сумела пройти до 80˚30´ северной широты, далее встречая непреодолимые льды. Убедившись в том, что сплошные льды сходятся с северной оконечностью Шпицбергена, офицерское собрание решило возвращаться в Архангельск, куда и прибыли 10 сентября. Из Архангельска Василий Яковлевич отправил рапорт об экспедиции в Адмиралтейств-коллегию. По получении рапорта Чичагова последовал указ Екатерины II от 29 сентября 1766 г. о прекращении экспедиции. Ни императрица, ни руководители Адмиралтейств-коллегии не могли быть довольны неудачей экспедиции. Чичагов убедился в этом, попав в Петербург. В свое оправдание он вынужден был написать записку. В ней он сделал несколько важных умозаключений: 1) смелость не должна быть безрассудной – нельзя было вести корабли на неминуемую гибель; 2) во время всего плавания, «по большей части в туманах, снегах и мрачности», всем трем кораблям удавалось не разлучаться, «дабы во всякое время не лишиться взаимного вспомоществования» (что говорит о высоких флотоводческих качествах руководителя экспедиции); 3) для плавания в высоких широтах необходимо лучше укреплять корпуса кораблей; так, голландские суда имели четверную обшивку досками носовой части судна, в то время как у кораблей Чичагова обшивка была двойная; 4) корабли должны быть максимально легкими, так как при столкновении со льдиной тяжелый корабль может получить большую пробоину, быстро затонуть, не дав возможности членам экипажа спастись; 5) корабли нужно оснащать несколькими небольшими лодками, с помощью которых экипаж тонущего корабля сумел бы спастись. Эти выводы подытоживали бесценный опыт, полученный русскими мореплавателями в ходе экспедиций 1765–1766 гг. В том, что экспедиция не достигла своих целей, вины Чичагова не было. Теперь хорошо известно, что пройти к Камчатке путем, рекомендованным Чичагову, было невозможно. Видимо, Чичагов сумел смягчить императрицу, которая 21 декабря 1766 г. подписала указ Адмиралтейств-коллегии, в котором «Желая оказать нашу милость и удовольствие за приложенное старание к достижению до повеленного предмета, бывших в некоторой экспедиции наших флотских офицеров, а именно: капитана бригадирского ранга Чичагова, капитана первого ранга Панова, капитана второго ранга Бабаева, капитан-лейтенантов Бороноволокова, Пояркова, лейтенанта Рындина, всемилостивейше повелеваем нашей Адмиралтейской коллегии производить им вечный пансион, половину оклада того чина, в котором они во время сей экспедиции находились». Разумеется, эта пенсия присовокуплялась к получаемому во время службы окладу, а по выходе в отставку к заслуженной пенсии. Адмиралтейств-коллегия засекретила результаты экспедиции. Видимо, сказалась боязнь получить удар по репутации, представ в глазах иностранцев неудачниками. Однако этой экспедицией вполне можно было гордиться. Она была неплохо организована и в очередной раз засвидетельствовала то, что Россия стала морской державой. Это была первая российская высокоширотная экспедиция, фактически положившая начало научному освоению североевропейских вод русскими. В ходе экспедиции велись наблюдения за дрейфом льдов, направлением ветров, брались пробы воды и грунта, измерялось магнитное склонение и наклонение, собирались сведения о плаваниях в северных водах иностранных корабелов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz