Исследователь Мурмана

Анастасия Будревич, АннаРыжук. Командир «Чаек» 49 не уступали гитлеровцам тактически, с первых дней войны начав летать парами истребителей вместо неэффективных троек. Только здесь наши боевые потери были всего в полтора раза выше вражеских, несмотря на внезапность нападения и подавляющее превосходство немецкого авиапрома. «Если бы советские ВВС везде дрались так, как на Севере, самолеты у Гитлера закончились бы уже в 1941 году», — писал историк и исследователь хронологического описания воздушного противоборства в 1941 году на самом северном участке советско-германского фронта — Александр Александрович Марданов 22 . С самых первых дней войны особенно прославился 72-й смешанный авиаполк (САП). Он первым на Северном флоте был удостоен гвардейского звания. В приказе Народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова от 18 января 1942 года говорилось: «72-й Краснознаменный смешанный авиационный полк за 4,5 месяца боевых действий сбил в воздушных боях 118 самолетов и уничтожил на аэродромах 24 самолета противника, уничтожил штурмовыми действиями более 2000 человек вражеской пехоты, потопил 3 транспорта, уничтожил 3 береговые батареи, многократно разрушал причалы и сооружения в портах противника. За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава… полк преобразовать в гвардейский…» 23 . Примерами для авиаторов были командиры 72 САПа: дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Герой Советского Союза П. Г. Сгибнев и И. К. Туманов. ГЛАВА 2. БОЕВОЙ ПУТЬ ЛЕТЧИКА И. К. ТУМАНОВА 2.1. Становление И.К. Туманова летчиком В библиотеке-филиале № 1 имени Е. Гулидова мне рассказывали о летчиках морской авиации Северного флота. Я услышала, что Туманов Иван Константинович - один из самых ярких и опытных летчиков-североморцев, мужественно защищавших нашу Родину на Крайнем Севере в годы Великой Отечественной войны. Но его имя я никогда раньше не встречала, и мне захотелось максимально полно собрать информацию о жизни и боевом опыте этого летчика. Я выяснила, что Иван Туманов летал на самолете И-153 (летчики называли их «чайками»), командовал эскадрильей (см. Приложение 1, рис. 1). Почему же имя летчика Ивана Туманова затерялось в истории? Я решила узнать об этом подробнее. Так появилась тема: «Командир «Чаек» — летчик морской авиации Иван Туманов». В своей работе я использовала информацию из книг В. С. Бойко «Крылья Северного флота», А. А. Марданова «1941 Воздушная война в Заполярье», статью Ю. В. Рыбина «Соратник Сафонова» и материалы Североморского музейно- выставочного комплекса. Я выяснила, что над биографией И. К. Туманова работал историк-краевед Юрий Валентинович Рыбин. В его статье «Соратник Сафонова» я прочитала, что Иван Туманов родился 16 октября 1906 года в деревне Суровцово Старицкого района Калининской области. После окончания школы работал кочегаром. 22 Марданов А. А. 1941. Воздушная война в Заполярье. М. : Яуза-каталог, 2015. 510 с. 23 Бойко В. С. Крылья Северного флота. Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. С. 82–83.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz