Исследователь Мурмана
50 Работыпобедителейконкурса. Номинация «Город, в которомя живу» Ни о родителях, ни о семье больше ничего не сказано. Из надписи на надгробии могилы понятно, что у Ивана Константиновича были дочери Зина и Лида, братья Владимир и Павел (см. Приложение 1, рис. 2). В статье Ю. Рыбина я нашла информацию о том, что в 1930 году И. К. Туманов вступил в ряды Коммунистической партии и на следующий год по спецнабору был направлен в Военную теоретическую школу летчиков Ленво. В 1934 году окончил Ейское морское летное училище имени Сталина. 2.2. Начало боевого пути летчика до Великой Отечественной войны После училища старший лейтенант Иван Туманов служил в Белоруссии в 15-м истребительном авиаполку в должностифлаг-штурмана эскадрильи. Быть флаг- штурманом — это значит летать в ведущем самолете, в котором находится командир. С июля 1936 года летчик И. К. Туманов добровольцем принял участие в Гражданской войне в Испании. Это был его первый опыт боевых действий в борьбе против фашизма. Летом 1938 года Иван Константинович познакомился с Борисом Сафоновым, прибывшим из летного училища в Белоруссию. В это время И. Туманов — заместитель парторга подразделения. Он сразу разглядел в молодом летчике задатки будущего аса и в декабре 1938 года дал ему рекомендацию в партию. «В будущих боях будет твердо и смело бить врага», — уверенно написал Иван Константинович. 2.3. И. К. Туманов — летчик морской авиации Северного флота Я узнала, что в начале декабря 1939 года на Север из Белоруссии на аэродром Ваенга прибыли две истребительные эскадрильи (ИАЭ). Они вошли в 72-й САП. Большинство летчиков полка имели опыт службы в военной авиации. Среди них — летчик-истребитель И. К. Туманов. В 1939-1940 годах Иван Туманов в составе 72-го САПа участвовал в советско-финской войне, совершая налеты на вражеские объекты, смело водил свой самолет далеко от базы, в тыл врага, в открытое море. Проанализировав источники, я узнала, что в новом авиаполку Иван Туманов — штурман эскадрильи, а с декабря 1940 года — командир 3-ей ИАЭ «чаек». Благодаря трудолюбию и организаторским способностям командира, новая эскадрилья вскоре стала лучшим подразделением в 72-м САП и постоянно удерживала переходящее знамя авиаполка. После Испании и Советско-финской войны командир эскадрильи «чаек» И. К. Туманов вступил в свою третью войну опытным воздушным бойцом. Для него не было нелетной погоды. С каждого задания Иван Туманов возвращался победителем. В первые месяцы Великой Отечественной войны, судя по записям «Журнала боевых действий» летчиков 72-го САП, именно тумановская эскадрилья совершила наибольшее количество вылетов. С 22 июня по 25 августа 1941 года эскадрилья произвела 1442 боевых вылета, из которых десять групповых — на штурмовку войск противника. За отличное выполнение задания наземное командование объявило летчикам благодарность. За этот период летчики эскадрильи заявили о 24 сбитых самолетах противника. Сам командир эскадрильи совершил 85 вылетов, но записал на боевой счет лишь один сбитый «мессершмитт-109».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz