Исследователь Мурмана

86 Работыпобедителей конкурса. Номинация «Артефактыпрошлого» фундамента, один за другим, укладывалось по два бруса. На них по передней и задней стенам устанавливались ряды бревен. Стенам придавали незначительный наклон. В других, боковых, стенках бревна доходили только до половины высоты вежи. Отсюда шла уже поперечная кладка вплоть до отверстия наверху, предназначавшегося для выхода дыма. Дверь в веже навешивалась на деревянные петли [12]. Внутренний вид и убранство вежи: медный чайник, такой же котелок, глиняная посуда. Пол вежи устлан березовыми ветвями. Напротив двери располагался очаг с козлами для подвешивания котла. По обе стороны от очага — два бревна. Между ними и стенами вежи направо ложились мужчины, а налево — женщины. За очагом перпендикулярно задней стене — два бруса для домашней утвари. Наиболее ценные вещи лежали на полочках, прибитых к задней стене: иконы, металлические предметы, зеркальца. Под потолком крепилась жердь, на которой сушились обувь и одежда. «Для странников» были оставлены соль в туеске и рыба на берестяных поддонах. А вот как описывает тупу Вера Николаевна Харузина: «Грязно и уж очень невзрачно в лопарской тупе. Четырехугольный бревенчатый сруб с плоской, немного покатой крышей, почерневшей и закоптелой, с грязным полом, грязными лавками и нарами освещается двумя — тремя крохотными окошечками, никогда не открывающимися, но пропускающими ветер и дождь через разбитые стекла и щели в рамах. Комары и мошки целыми стаями жужжат в тупе, ударяясь о тусклые оконца» [15]. Иногда саамские семьи жили в куваксах. Женщины и мужчины все поголовно употребляли «для здоровья» нюхательный табак. Саамы соблюдали древние обычаи и обряды. У них было священное дерево, которое, по их мнению, избавляло лопарей от болезней: заломленная ветка означала поворот вправо, а приставленный к стволу ели кол показывал близкую переправу. Никто в погостах не знал ни запоров, ни замков. Палка, припертая к двери, говорила, куда и надолго ли ушел или уехал хозяин. В 1925 году лопари промышляли 17 видов млекопитающих, 10 видов птиц, 15 видов рыб, а поморы больше — 34 видов млекопитающих, 14 видов птиц, 46 видов рыб. Как видим, саамы меньше уничтожали животных. Занимались саамы и жемчужным промыслом. Прибыль от добычи жемчуга составляла по 40 тысяч рублей в год. Обычно в ракушках, которые вылавливали с плота, плывущего по течение реки, находилось 30-40 жемчужин. Такое хищническое истребление ракушек привело к упадку промысла. Были у саамов в начале ХХ века и кожевенные цеха, где они дубили и обрабатывали кожу. Семьи были большие, многие, кроме оленей, держали коров и овец. Летом запасались ягодами: замачивали бруснику, без сахара варили морошку, закладывали в ящики на зиму воронику. Грибы почему-то не собирали, обходились без них. Наверное, потому, что хватало мяса, дичи, рыбы. Очень любили саамы чай. Не знали саамы картофеля, капусты, ибо огородничеством не занимались. Были у саамов и священные камни-сейды, в которые по саамским поверьям, превращались умершие, а камень обретал дух. Сейды рассеяны по всей Лапландии, от берегов Паза до Горных Кейв. Саамы мазали сейды рыбьим жиром, охотники приносили им в жертву оленей. Если сейд стоял на возвышенности, достаточно было бросить в его сторону камень, обмазанный жертвенной кровью. Саамы говорили, что если оставить сеид без приношения, то он умрет, потеряет возможность помогать своим сородичам и приносить вред их врагам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz