Исследователь Мурмана

Мария Вилипп. Сказания и мифы народов Севера 87 Возле Ловозера есть целая группа каменных божеств. Среди них — «Кугов- Старик», он стоит на северном берегу Сейдозера и напоминает человеческую фигуру. На многих сейдах можно найти оленьи рога ветвями вверх, которые уже замшели. Происхождение большинства сеидов саамы объясняли тем, что на их местах окаменевали нойды — шаманы и колдуны, испуганные во время камлания внезапными криками. У саамов были шаманы или нойды. Саамы, желая узнать, что происходит в далеких странах, используют бубен. На его поверхности укладывались связанные цепочкой медные кольца, помещались они над изображением солнца. Раздвоенным молотком из рога шаман ударял в барабан, и кольца приходили в движение. Проделывая это, нойда пел высоким голосом, и все присутствующие присоединялись к песнопению, но более низкими головами. Бубен служил нойду и для того, чтобы узнать, удастся ли охота. При помощи бубна лечили больных. Очень оригинальны по своему звучанию саамские песни, немного заунывные, немного непонятные: «Пришла весна. Поедут саамы в тундру пасти оленей. Сейчас собираются и запрягают оленей. Едут, едут и сделают чум. Станут жить. Их жены шьют, шьют красивые пимы и красивые малицы. Мужья пасут, пасут, пасут стада оленей, за большими стадами ходят днем и ночью». Или: «Тундра, тундра... Красивые олени бегут. Куда, куда бегут? В молодости ездила с красивым пастухом в тундру. Запрягу красивых оленей и поеду за красивыми важенками с красивыми телятами. Смотрю, смотрю на красивых оленей, любуюсь ими и еду, еду за ними» [1]. Вот какие саамские инструменты использовали в музыке: навьте (завывалка), хоуфф (жужжкалка), келлах (колокольчик), постучалки (оленьи копытца), природные камушки. Древние верования лопарей в их языческих богов уступили место христианству, напиравшему на Север, оставив после себя след лишь в некоторых поверьях, преданиях и подчас в необъяснимых для самих лопарей обычаях. Сегодня, в XXI веке, саамы помнят свои поверья, следуют им, передают их своим детям. Лучше всего это получается у тех, кто действительно хочет сохранить мудрость своего народа в общей массе соплеменников. Долгое историческое время человек учился жить в гармонии с природой. Экологическая культура саамов не позволяла им вычерпывать всю рыбу из водоемов, истреблять всех зверей в лесу. Растворенность в природе отразилась в религиозных верованиях. В древних мифах присутствуют кровные отношения между человеком и природой. Саамы вели себя с природой грамотно. Дрова заготовляли из сушняка. Переносили свои стоянки на новое место, когда за ним надо было далеко ходить. Особое отношение было и к месту для костра. Его, как правило, выкладывали плоскими камнями. Саамы по тундре путешествовали даже зимой, как по улице, зная и понимая им одним известные ориентиры. Место стоянок, как правило, традиционное. Даже под снегом они безошибочно угадают место старого кострища и именно на нем разведут костер. Двойная польза: такой костер не дымит, и новой раны у земли не будет. Комаров тоже было меньше. Финский исследователь Севера Матиас Кастрен в 1836 году писал: «Как только снежный заряд миновал, решили остановиться на ночлег. Проводники вырыли в снегу просторную яму, натаскали в нее ветвей, со стороны ветра натянули подобие тента. Скоро на костре забулькал котелок с едой. Казалось, никакие снежные бури были не в состоянии нарушить тепло этого походного очага» [13].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz