Особое мнение. Мой Пушкин : сборник методических материалов по итогам областного конкурса общедоступных библиотек Мурманской области на лучшее библиотечное мероприятие «Особое мнение. Мой Пушкин» / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель Иванова С. В. — Мурманск : МГОУНБ, 2025. — 111 с.
90 Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам, Мне кажется, что вы не совсем целевая аудитория для этой встречи, вы в школе явно не прошли мимо. Однако, раз уж все мы здесь сегодня собрались, давайте побеседуем все равно. Зачем читают Пушкина в школе Итак, ученые выделяют пять внутренних причин чтения при свободном выборе человека, но уроки литературы и чтение по школьной программе не являются, строго говоря, добровольным чтением, как минимум потому, что список произведений мы выбираем не сами. Чем же руководствуются люди, которые составляют школьную программу по литературе и, почему там обязательно есть Александр Сергеевич Пушкин, «Солнце русской поэзии»? Основная цель — дать всем учащимся страны одинаковый культурный код, который, в свою очередь, даст возможность обществу, при всех различиях между отдельными людьми, успешно существовать. Александр Сергеевич занял свое место в школьной программе как минимум по трем причинам: его поэтические произведения эстетически хороши, имеют морально-нравственную составляющую, он считается основоположником современного литературного языка, его произведения оказали огромное влияние на всех современников и тех, кто писал после. А в чем же заключается роль Пушкина в формировании современного русского литературного языка? Главная историческая заслуга Пушкина в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Обратите внимание, не начато, а именно завершено. До того, как процесс был начат предшественниками Пушкина, литература была уделом только высшего сословия. Пример: Использование просторечной лексики в строках из «Евгения Онегина» «Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь БЕСИТЬ его». Используется слово «бесить», оно было просторечным. Использование просторечных слов не было нормой в поэзии до Пушкина и Крылова, однако широкое использование и обычной, церковнославянской, и народной лексики задало тон современному литературному языку. В этом, несомненно, большая доля заслуги Пушкина и потому из школьной программы он никуда не уйдет. Вот, например, давайте возьмем Державина, который тоже внес немалый вклад в упрощение и оживление русского литературного языка, и ставил это себе в большую заслугу. В 1795 году он пишет стихотворение «Памятник», а Пушкин, как условный преемник Жуковского, также пишет стихотворение «Памятник» в 1836 году. Распечатать для самостоятельной работы или вызывать людей из зала для чтения вслух:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz