Праздник нашей духовности : материалы научно-практической конференции / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск, 2011. – 95 с.
22 Литвин В.Б., к.п.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ Первые русские учебные книги Основными источниками для изучения древнерусской методики обучения чтению и письму являются берестяные грамоты, печатные азбуки, буквари и азбуки-прописи, хронологически охватывающие период с XI по XVII в. Рукописных азбук старше конца XVI в. не сохранилось, но весьма вероятно, что они были достаточно разнообразны по своему составу, который в какой-то мере определялся автором - составителем книги. Первые восточнославянские буквари издал Иван Федоров. Вероятно, при их подготовке он пользовался какими-то рукописными букварями. Что они собой представляли, можно только гадать, так как все сохранившиеся рукописные буквари относятся к более позднему времени. Иван Федоров был не только первопечатником на Руси, но и выдающимся педагогом своего времени, посвятившим свою жизнь просвещению – «тому, чтобы и по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Обращаясь к учителям и наставникам, Иван Федоров приказывал воспитывать детей в «благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлющие друг друга и прощение дарующие». Свой первый букварь Иван Федоров выпустил в 1574 г. во Львове. Это первый букварь русского происхождения и первый букварь на церковнославянском языке русской редакции. Учебная часть букваря построена довольно логично. В начале Букваря — три кирилловские азбуки: в первой буквы расположены в обычном порядке, во второй — в обратном, в третьей — вертикальными столбцами. За азбуками следуют слоги. Помещенные вначале три азбуки дают понятие о буквах как таковых. Раздел «По прозодии» дает ясное понятие об ударениях. «По ортографии» - о сокращениях (титлах). Далее помещены три статьи грамматического характера. Это образцы спряжения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz