Праздник нашей духовности : материалы научно-практической конференции / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск, 2011. – 95 с.
24 Учебная часть Букваря 1634 г начинается с трех кирилловских азбук: в первой из них буквы расположены в обычном порядке, во второй — в обратном, в третьей — вразбивку. За азбуками следуют двух- и трехбуквенные слова; названия кирилловских букв: кирилловские цифры; надстрочные знаки («просодия верхняя»); знаки препинания (их только три: запятая, точка и «подиостония» - точка с запятой). Далее идут грамматические статьи, примеры сокращений и акростих, те же, что и в букварях Ивана Федорова. Второй известный букварь Бурцова вышел в свет 8 февраля 1637 г. Разница только в датах. Букварь начинается предисловием Бурцова: «Предисловие въкратце первоучебней сей малей книжице азбуце». За этим предисловием следует другое, в стихах. Сия зримая малая книжица По реченному алфавитица Напечатана бысть по царскому велению Вам младым детем к научению… Это первые стихи в московской печатной книге. Автор стихов, очевидно, сам Бурцов. После следует учебная часть букваря. Перед учебной частью фронтиспис, изображающий училище, на переднем плане учитель сечет розгою провинившегося ученика. Состав учебной части такой же, как и в Букваре 1634 г. Текстовая часть составлена Бурцовым заново и имеет мало общих текстов с букварями Ивана Федорова и Букварем 1634 г. Она примечательна тем, что здесь вовсе нет молитв и почти все тексты взяты из Библии. В 50-е гг. XVII столетия в связи с реформой Никона все силы и средства Печатного двора были обращены на «справы книжные» предписано в богослужебной практике пользоваться новыми книгами. В атмосфере напряженной борьбы вокруг реформы было необходимо не только исправить уже имевшиеся учебники, но и ввести новые, злободневные материалы, чтобы прочнее утвердить реформу в сознании народа путем воспитания, через школу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz