Праздник нашей духовности : материалы научно-практической конференции / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск, 2011. – 95 с.

27 знали один путь обучения церковнославянскому языку - путь многократного прочитывания и заучивания важнейших канонических и богослужебных текстов. Заученные тексты служили образцами при создании новых текстов на церковнославянском языке. Такой текстовой путь обучения соответствовал закрытому, традиционному типу культур феодальной эпохи. Новизна грамматики как учебной книги состоит в том, что она содержит правила построения любых текстов на данном языке, в том числе значительно отличающихся от образцовых. Такой аналитический путь обучения языку соответствует культурам нового времени, в большей мере открытым и динамичным. Выдающуюся роль в истории просвещения восточнославянских народов сыграла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий был в значительной степени создателем «славенской» грамматической терминологии. Многие термины, известные по предшествующей церковнославянской грамматической литературе, получили в «Грамматике» Смотрицкого видоизмененную оболочку и именно в таком виде вошли в последующую литературу. Значительная часть терминов была создана Смотрицким - числительное, деепричастие, междометие, сослагательное (наклонение), личный и безличный (глагол) и многие другие. Терминология на церковнославянской основе способствовала органическому вхождению грамматического знания в книжно-письменную культуру восточного славянства. В дальнейшем эта терминология оказала значительное влияние на терминологию новых литературных славянских языков. «Грамматика» Смотрицкого опиралась на европейскую грамматическую традицию, в том числе на достижения конкретных грамматик греческого и латинского языков. Однако по способу изложения она была независима от них. Она писалась для читателя, который не знает другого письменного языка и другой грамматики. Поэтому такая грамматика была не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz