Роль библиотек в обеспечении доступа к государственной и социально значимой информации : международная научно-практическая конференция, 15-18 апреля 2013 г. : сборник материалов / [сост.: Иванова С.В., Леоневская С.А.]. – Мурманск : ООО ИПК «БАРЕНЦ-ПРЕСС», 2013. – 191 с.

33 пользования». Для большинства документов эта запись уже не имеет никакого правоприменительного значения, однако, принять решение о предоставлении этих документов в открытом доступе библиотеки самостоятельно не могут, поскольку срок окончания действия режима конфиденциальности на этих документах, как, правило, не указывается. Доступ к правовой информации не ограничивается открытостью источников. Важной его составляющей является правовая грамотность населения. Правильно сформированная правовая культура населения – залог правопорядка. Роль правовой культуры в развитии правового государства подчеркивается в Основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Указ Президента РФ от 4 мая 2011 г.) [9]. Исходя из того факта, что причиной обращений большинства пользователей библиотек за юридической консультацией, является правовая безграмотность, отсутствие элементарных представлений о своих правах и способах их защиты, ПЦПИ проводят мероприятия по повышению правовой культуры населения. Формы и методы этих мероприятий самые разнообразные (информирование о содержании НПА, проведение специальных обучающих программ, лекции, встречи, выставки) неоднократно описывались в массовой и профессиональной печати. Получение гражданами знаний относительно своих законных возможностей и порядка отстаивания принадлежащих им прав способствует укреплению веры в справедливость, возможность защиты своих интересов. Это самый важный результат, на достижение которого должна строиться работа ПЦПИ. В этой связи необходимо акцентировать такой аспект деятельности ПЦПИ как социальное партнерство, которое помогает библиотекам в целом с большей эффективностью воздействовать на общество. За годы существования ПЦПИ создана целая система равноправных взаимоотношений с органами государственной власти, фирмами- производителями СПС, общественными структурами, международными организациями. Особое место в этой системе занимают юридические клиники, совместную работу по правовой помощи и просвещению граждан с которыми осуществляют ПЦПИ с момента своего зарождения. Эти клиники, работающие принципах волонтерства, различаются формой работы, количеством консультаций, составом субъектов, которым оказывается помощь (всем желающим или только малоимущим), кругом рассматриваемых вопросов (обычно ограничение касается уголовного права и уголовного процесса) и т.д. Упорядочение состава, создание единых стандартов и в целом создание системы клиник должно повысить эффективность их функционирования в России. Полагаем, что этот вопрос поможет урегулировать недавно опубликованный приказ Минюста РФ от 1 марта 2013 г. № 24 «Об утверждении порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz