Деятельность библиотек по формированию толерантной к инвалидам общественной среды: сб. методико-библиографических материалов / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Гайдай В.А.; ред. : Мудревская Е.Н.]. – Мурманск, 2014. – 106 с.

33 Условной границей этого периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии приюта для слепых в 1198 г. В 12 в. появление в Европе первых приютов для слепых. Милосердие к таким людям впервые оказали церковные подвижники, при монастырях создавались приюты. На Руси развивалась монастырская благотворительность. Второй период - от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с 12 по 13 в.). Это период понимания того, что люди-инвалиды могут быть не только объектом помощи, христианского милосердия, призрения, но и обучаться. В западноевропейских государствах создавались богоугодные и лечебные учреждения. Рубежом этого периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 г. и для слепых - 1807 г.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию. Третий период - от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с к.18 в. до н. 20 в.). Начало периода – открытие первых учебных заведений для глухих и слепых, завершение - принятия в каждой стране закона об обязательном начальном образовании детей с нарушениями. Например, французская Декларация прав человека (1789). Создаются программы обучения для трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. В Западной Европе конца девятнадцатого века приняты Законы об обязательном всеобщем начальном образовании, и как следствие - Закон об обучении глухих, слепых и умственно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz