«…
Его
великий
Паганини
своим
искусством покорил
…»
Париж
!
Франция
30-
х
годов Х
I
Х
века
.
Кого
здесь
только
не
было
,
и
с
кем
только
Лист
не
водил
дружбу
.
Шопен
и
Гюго
,
Берлиоз
и
Бальзак
,
Ламартин
и
Гейне
,
Мюссе
,
Дюма
,
Мицкевич
,
Паганини
,
Вагнер
…
Знакомство
с
творчеством
трех
великих
композиторов
Берлиоза
,
Шопена
и
Паганини
оказало
на
него
сильнейшее
влияние
.
Листа
очаровало
богатство
партитур
молодого
Берлиоза
,
Шопен
покорил
его
несравненной
поэтичностью
музыки
и
фортепианного
исполнения
,
причем
особое
внимание
Листа
привлекли
шопеновские
этюды
,
в
которых
техника
всецело
служила
поэтическому
замыслу
.
Последующее
разучивание
этих
этюдов
,
как
отмечали
многие
современники
,
буквально
преобразило
игру
Листа
,
который
вскоре
стал
даже
соперничать
с
самим
автором
.
Но
кумиром
становится
Паганини
-
итальянский
скрипач
-
виртуоз
.
Концерты
этого
удивительного
исполнителя
произвели
на
Листа
«
впечатление
сверхъестественного
чуда
».
Перед
ним
воочию
открылся
«
новый мир
».
Лист
был
не
только
ошеломлен
,
изумлен
и
восхищен
;
он
словно
переродился
;
образы
,
желания
,
надежды
пестрой
вереницей
проносились
в
его
разгоряченном мозгу
.
Он
был
охвачен
неукротимой
страстью
к
работе
,
и
эта
страсть
горела
в
нем
дни
и
ночи
.
Лист
задается
целью
создать
такой
же
блестящий
фортепианный
стиль
,
он
даже
копирует
особенности
поведения
Паганини
на
сцене
,
пишет
этюды
на
темы
Паганини
,
делает
обработки
произведений
Паганини
для
фортепиано
головокружительной
сложности
.
«
Кампанелла
»
Паганини
в
обработке
Листа
заиграла
новыми
красками
.
Все
безграничные
возможности
рояля
использовал
Лист
,
чтобы
украсить
покорившую
его
незамысловатую
тему
:
звонкие
трели
,
жемчужные
пассажи
,
эффектные
«
уколы
»
в
разных
концах
клавиатуры
,
громоподобные
аккорды
и
октавы
–
все
зазвучало
не
как маленькие
колокольчики
,
а
как
целый
оркестр
.
Он
настолько
гениально
играл
,
что
практически
не
имел
соперников
.
После
смерти
отца
,
Лист
с
утроенной
силой
работает
,
дает
уроки
музыки
,
много
гастролирует
.
Жажда
творчества
обуревает Листом
.
Он
пробует
себя
в
оперном
жанре
,
одну
за
другой
пишет
фортепианные
пьесы
,
симфонии
,
рапсодии
.