Веймар
В
январе
1848
года Лист
поселяется
в Веймаре
.
Он
занимает
пост
придворного
капельмейстера
и
вскоре
превращает
маленький
Веймар
в
центр
европейской музыкальной
культуры
.
Как
дирижер
,
Лист
ставит
на
сцене Веймарского
театра
более
40
опер
,
исполняет
с
оркестром
симфонические
произведения
многих
,
часто
неизвестных
композиторов
,
среди
которых
композиции Глинки
,
А
.
Рубинштейна
,
Кюи
,
Бородина
.
Здесь происходит
расцвет
его
творчества
и
сочиняется
большинство
произведений
,
Он
создает
новые
жанры
и
новую
музыку
. «
Для
нового
вина
нужны
новые
бутыли
» -
говорил
композитор
.
Главным
творческим
принципом
Листа
становится
программность
,
и
в
основе
большинства
его
произведений
лежит
поэтическо
-
сюжетная
идея
.
Сюда
к
Маэстро
для
ознакомления
с
новыми
течениями
в
музыкальной
жизни
,
а
также
за
советами
и
помощью
приезжают музыканты
из
разных
стран
,
среди
которых
,
А
.
Рубинштейн
,
Стасов
,
Серов
,
Кюи
,
Бородин
,
Глазунов
.
Это
связано
с
тем
,
что
Лист
является
великодушным
покровителем
всего
нового
и
имеет
большое
влияние
на
все
прогрессивное
в
музыке
.
До
конца
жизни
Лист
,
первый
в
истории
,
дает
открытые
бесплатные
уроки
с
учениками
в
присутствии
публики
,
называемые
теперь
мастер
-
классами
.
Он
воспитал
более
300
пианистов из
разных
стран
,
многие из
которых преклонялись перед
своим
учителем
- «
императором
фортепиано
»
и
позже
станут
основателями
его пианистической школы
.
Среди них и русские
студенты С
.
Метнер
,
В
.
Тиманова
,
А
.
Фридгейм
,
А
.
Зилоти
.
Особенно
теплые
отношения
сложились у Листа
в Веймаре
с Александром Зилоти
,
кузеном
С
.
В
.
Рахманинова
,
напоминавшим
ему
умершего
сына
.
Другой
русский
студент
Артур
Фридгейм
,
тоже
«
ярый
листианец
»
становится
его
личным
секретарем
.
Музыкант
покинул
Веймар
в
1861
году
,
чтобы
начать
совсем
новый
этап
в
своей
насыщенной
жизни
.
Семья
Листа
переехала
в
Рим
,
где
спустя
четыре
года
прославленный
композитор
принял
сан
аббата
и
написал
несколько
духовных
сочинений
.
Несмотря
на
аббатскую
сутану
,
Лист
оставался
светским
человеком
.
Проявлял
интерес
ко
всему
новому
,
яркому
в
музыкальной жизни
,
он
не
мог
посвятить
себя
полностью
служению
церкви
.
В
1869
году
музыкант
снова
вернулся
в
Веймар
,
где
жил
в
маленьком
домике на окраине парка на реке Ильме
.
Гениальный
композитор
много
путешествовал
по
городам
и
странам
,
неоднократно
бывал
в
Вене
,
Париже
,
Риме
и
Будапеште
,
где
стал
первым
президентом
и
преподавателем
открывшейся
при
его
поддержке
Национальной музыкальной
академии
.