Послевоенные
годы
обернулись
для
композитора
тяжкими
испытаниями
.
Резко
ухудшилось
его
здоровье
,
а
главное
,
он
попал
в
жерло
советской
идеологии
.
В
1946
году
композитор
получает
Сталинскую
премию
первой
степени
за
5-
ю
симфонию
,
воспевшую
подвиг
русского
народа
в
Великой
Отечественной
войне
.
Но
уже
следующая
, 6-
я
,
Симфония
была
объявлена
упаднической
и
формалистской
,
а
ее
автор
«
уличен
»
в
потакании
западным
вкусам
.
Неизвестно
,
как
реагировал Прокофьев
,
избалованный
всемирной
славой
,
на
эту
жестокую
критику
.
Он
никогда
не
высказывался
по
этому
поводу
.
Он
молчал
.
Но
,
конечно
,
это
не
могло
не
отразиться
на
нём
.
Возможно
,
именно
эти преследования
окончательно подорвали
его
здоровье
.
Последним
произведением
,
которое
довелось
композитору
услышать
в
концертном
зале
,
была
Седьмая
симфония
.
Это
было
в
1952
г
.
Гениальный
симфонический
цикл
,
в
котором
всё
дышит
одухотворёнными
,
чистыми
красками
,
стал настоящим
завещанием
великого Мастера потомкам
.
Сергей
Прокофьев
умер
5
марта
1953
г
.,
в
один
день
со
Сталиным
.
Его
смерть
почти
не
была
замечена
советскими
средствами
массовой
информации
.
Неуклюжей
попыткой
советской
власти
сгладить
вину
перед
композитором
стало
посмертное
присуждение
ему Ленинской
премии
(1957
г
.).
Их
похороны
происходили
в
один
и
тот же
день
.
Проводить
в
последний
путь
Прокофьева
пришли
только
несколько
самых
близких
людей
.
Что
бы
достать
цветы
на
могилу
,
люди
покупали
их
"
для
Сталина
",
так
как
иначе
они не могли приобрести ни
одного цветка
...
Поэт
Вадим
Семернин
вспомнит
позднее
,
что
в
тот
день
,
когда
вся Москва
была
перегорожена
кордонами
милиции
и
армии
,
очень
непросто
было
пройти
к
гробу Прокофьева
,
купить цветы
.
И
все же
:
«
К нему и флоксы и
герани
С
квартир московских понесли
.
Все было правильно и просто
-
Оркестры пели о другом
,
А
здесь один печальный Ойстрах
Водил над
скрипкою
смычком
...»
В
.
Семернин