Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

Дворжак

постоянно

сочинял

.

Очень

не

хватало

ему фортепиано

.

Поэтому

в

1864

году

он

вместе

с

товарищами

снял

просторную

комнату на Сеноважской

площади

,

где

к их

услугам предоставлялся

спинет

.

Конечно

,

Дворжак чаще

всех

пользовался

им

.

От

его

бурной

,

темпераментной

игры

у

старенького

спинета

очень

скоро

лопнули

некоторые

струны

.

Не

имея

денег

на

их

замену

,

молодые

люди

натянули

просто

куски шпагата

.

Но

и

такой

,

искалеченный

,

полуглухой

,

инструмент

Дворжак

продолжал

нещадно

истязать

.

Рождалась

первая

симфония

.

Вторую

симфонию

от

первой

отделяют

неполных

четыре месяца

.

Отсюда

их

общность

и

одни

и

те

же

недостатки

.

Ощущается

увлечение

Бетховеном

,

Вагнером

,

Листом

.

Если

первая

симфония

напоминает

Пятую

Бетховена

,

то

вторая

,

подобно

«

Пасторальной

»

Бетховена

,

имеет

теплый

,

ясный

деревенский

колорит

.

Кроме

двух

симфоний

и

вокального

цикла

«

Кипарисы

», 1865

год

принес

еще

ряд

небольших

произведений

.

Среди

них

концерт

для

виолончели и

фортепиано

,

написанный

Дворжаком

по

просьбе

виолончелиста

Людевита

Пээра

,

игравшего

один

сезон

в

оркестре

Временного

театра

,

два

романса

для

баритона на

слова Адольфа Гейдыка и другие

.

А

затем

,

то

ли

утомившись

,

то

ли

испытав

разочарование

,

молодой

музыкант

на

целых

пять

лет

почти

совсем

прекращает

свои

творческие

занятия

.

Взлет и падение

То

был

период

наибольшего

увлечения

Вагнером

в

Европе

.

Пражская

печать

постоянно

помещала

отклики

на

веймарские

и

дрезденские

постановки

его

опер

.

Не

утихали

споры

по

поводу

«

Далибора

»

Сметаны

,

где

некоторые

критики

усмотрели

вагнеровское

влияние

.

В

беседах

музыкантов

постоянно

звучали

слова

«

вагнерианец

», «

вагнерианство

».

Все

это

заставляло

внимательно приглядываться

к

творчеству немецкого

оперного реформатора

.

Желание

подражать

Вагнеру

,

идти

его

путем

повредило

Дворжаку

,

как

,

впрочем

,

и

многим

другим

композиторам

.

Второго

Вагнера

ни

из

кого

не

получилось

,

а

развитие

своей

индивидуальности

,

своего

собственного

дарования

сильно

затормозилось

.

Но

лишь

обратившись

к

музыкальным

истокам

отечественной

культуры

,

как

тому

учили

Дворжака

с

детских

лет

канторы

,

он

почувствовал

себя

способным

создавать

оригинальные

,

заслуживающие

внимания

произведения

.

И

вот

в

творчестве

Дворжака

начинается

процесс

очищения

от

чужих

влияний

.

Он

погружается

в

стихию

народной

чешской

музыки

,

так

хорошо

знакомую

с

детских

лет

,

и

уже

не

покидает

эту

богатейшую

сокровищницу

.

Теперь

уже

не

любовная

лирика

привлекает Дворжака

,

как

в

годы

создания

«

Кипарисов

»,

а

тексты

,

насыщенные

героикой

и

патриотизмом

.

На

его

столе

появляются

стихотворения

Витезслава

Галека

«

Наследники

Белой

горы

»

и

так

называемая

Краледворская

рукопись

.

Дворжаку поразительно

удалось передать

в

своем

«

Гимне

» («

Наследники Белой

горы

»)

дух поэмы Галека

.

Исполнение

«

Гимна

»

принесло Дворжаку настоящую

славу

.

Три

сотни

голосов

знаменитого мужского

хора

и

объединенный

оркестр