Дворжак
постоянно
сочинял
.
Очень
не
хватало
ему фортепиано
.
Поэтому
в
1864
году
он
вместе
с
товарищами
снял
просторную
комнату на Сеноважской
площади
,
где
к их
услугам предоставлялся
спинет
.
Конечно
,
Дворжак чаще
всех
пользовался
им
.
От
его
бурной
,
темпераментной
игры
у
старенького
спинета
очень
скоро
лопнули
некоторые
струны
.
Не
имея
денег
на
их
замену
,
молодые
люди
натянули
просто
куски шпагата
.
Но
и
такой
,
искалеченный
,
полуглухой
,
инструмент
Дворжак
продолжал
нещадно
истязать
.
Рождалась
первая
симфония
.
Вторую
симфонию
от
первой
отделяют
неполных
четыре месяца
.
Отсюда
их
общность
и
одни
и
те
же
недостатки
.
Ощущается
увлечение
Бетховеном
,
Вагнером
,
Листом
.
Если
первая
симфония
напоминает
Пятую
Бетховена
,
то
вторая
,
подобно
«
Пасторальной
»
Бетховена
,
имеет
теплый
,
ясный
деревенский
колорит
.
Кроме
двух
симфоний
и
вокального
цикла
«
Кипарисы
», 1865
год
принес
еще
ряд
небольших
произведений
.
Среди
них
концерт
для
виолончели и
фортепиано
,
написанный
Дворжаком
по
просьбе
виолончелиста
Людевита
Пээра
,
игравшего
один
сезон
в
оркестре
Временного
театра
,
два
романса
для
баритона на
слова Адольфа Гейдыка и другие
.
А
затем
,
то
ли
утомившись
,
то
ли
испытав
разочарование
,
молодой
музыкант
на
целых
пять
лет
почти
совсем
прекращает
свои
творческие
занятия
.
Взлет и падение
То
был
период
наибольшего
увлечения
Вагнером
в
Европе
.
Пражская
печать
постоянно
помещала
отклики
на
веймарские
и
дрезденские
постановки
его
опер
.
Не
утихали
споры
по
поводу
«
Далибора
»
Сметаны
,
где
некоторые
критики
усмотрели
вагнеровское
влияние
.
В
беседах
музыкантов
постоянно
звучали
слова
«
вагнерианец
», «
вагнерианство
».
Все
это
заставляло
внимательно приглядываться
к
творчеству немецкого
оперного реформатора
.
Желание
подражать
Вагнеру
,
идти
его
путем
повредило
Дворжаку
,
как
,
впрочем
,
и
многим
другим
композиторам
.
Второго
Вагнера
ни
из
кого
не
получилось
,
а
развитие
своей
индивидуальности
,
своего
собственного
дарования
сильно
затормозилось
.
Но
лишь
обратившись
к
музыкальным
истокам
отечественной
культуры
,
как
тому
учили
Дворжака
с
детских
лет
канторы
,
он
почувствовал
себя
способным
создавать
оригинальные
,
заслуживающие
внимания
произведения
.
И
вот
в
творчестве
Дворжака
начинается
процесс
очищения
от
чужих
влияний
.
Он
погружается
в
стихию
народной
чешской
музыки
,
так
хорошо
знакомую
с
детских
лет
,
и
уже
не
покидает
эту
богатейшую
сокровищницу
.
Теперь
уже
не
любовная
лирика
привлекает Дворжака
,
как
в
годы
создания
«
Кипарисов
»,
а
тексты
,
насыщенные
героикой
и
патриотизмом
.
На
его
столе
появляются
стихотворения
Витезслава
Галека
«
Наследники
Белой
горы
»
и
так
называемая
Краледворская
рукопись
.
Дворжаку поразительно
удалось передать
в
своем
«
Гимне
» («
Наследники Белой
горы
»)
дух поэмы Галека
.
Исполнение
«
Гимна
»
принесло Дворжаку настоящую
славу
.
Три
сотни
голосов
знаменитого мужского
хора
и
объединенный
оркестр