чешской
и
немецкой
оперы
прозвучали
так
,
что
в
большом
зале Новоместского
театра
,
где
проходил
концерт
,
не
осталось
ни
одного
равнодушного
. «
Гимн
»
затмил
все исполнявшиеся
в
тот
вечер произведения
,
Вскоре
, 7
марта
1873
года
,
одна
из шести
песен
на
тексты Краледворской
рукописи
— «
Жаворонок
»—
была
напечатана
в
нотном
приложении
к
газете
«
Далибор
».
Это
первое
печатное
издание
маленького
сочинения
доставило
Дворжаку
большую
радость
,
чем
самые
лестные
слова
в
его
адрес
на
страницах
газет
.
Через два месяца издатель Эмануэль Старый напечатал
весь цикл
.
17
ноября
1873
года Дворжак
обвенчался
с Анной Чермаковой
.
Начало их
супружеской жизни
не
было
ни
светлым
,
ни
безоблачным
. 4
апреля
1874
года
родился
первенец
—
сын Отакар
.
Дворжаку
пришлось
искать
еще
приработок
.
С
помощью
друзей
он
устроился
органистом
в
храм
св
.
Войтеха
.
Возвращаться
в
театр
он
не
хотел
:
работа
в
оркестре
отнимала
много
времени
,
а
он
должен
был
иметь
какие
-
то
часы
для
сочинительства
.
Однако
десять
золотых
в
месяц
,
выплачиваемые
храмом
,
мало
облегчили
его
материальное
положение
.
Выросшая
в
достатке
Аничка
не
могла
не
роптать
.
Когда
появились
на
свет
одна
за
другой
еще
две
дочери
Дворжака
,
положение
семьи
стало
совсем
невыносимым
.
Скоро нужда
снова
ворвалась
в
дом
.
Дети болели
,
чахли
.
Смерть
дежурила у их постелей
.
Дворжак
не
переставал
сочинять
.
Среди
плача
и
вздохов
вынашивал
он
свои
новые
творения
.
Едва
урвав
минутку
,
заносил
их
на
страницы
нотной
бумаги
.
По
воскресеньям
во
время
мессы
Дворжак
импровизировал
в
храме
.
Слушали
его
с
интересом
,
но
никому
и
в
голову
не
приходило
,
что
бедный
,
затравленный жизнью
органист
не
просто
способный
музыкант
,
композитор
,
а
избранник
фортуны
.
Пройдет
совсем
немного
времени
,
и
он
станет
славой
и
гордостью
всего народа
.
У порога мировой
славы
Книжный
рынок
неуклонно
сигнализировал
о
возраставшем
интересе
к
славянской
музыке
и
литературе
.
Издатель
Зимрок
прислал
письмо
,
в
котором
просил
Дворжака
написать
для
него
несколько
«
Славянских
танцев
»
по
типу
«
Венгерских
танцев
»
Брамса
.
Послушайте
«
Славянские
танцы
»
Дворжака
,
и
вы
согласитесь
,
что
со
времен
Гайдна
и Моцарта
едва
ли
были
написаны
более
светлые
,
радостные
,
захватывающие безудержным
весельем
сочинения
.
«
Однажды
я
мрачно
сидел
,
зарывшись
в
груду
музыкальных
новинок
, —
писал
немецкий музыкальный
критик Луис Элерт
, —
глаза
и
душа мои
боролись
с
апатией
,
которой мы так
легко
поддаемся
под
действием
пустой
,
холодной
,
короче
говоря
,
ничего
не
стоящей
музыки
,
как
вдруг
два
произведения
незнакомого
мне
до
сих
пор
композитора
захватили
все
мое
внимание
:
«
Славянские
танцы
»
для
фортепиано
в
четыре
руки
и
«
Моравские
песни
» —
тринадцать
дуэтов
для
сопрано
и
альта
,
Ант
.
Дворжака
…
Наконец
,
опять
у
нас появился истинный талант
,
притом талант
совершенно
самобытный
»
.